Статті

Підписатися на RSS

Популярні теги Всі теги

Тайна Леонардо да Винчи



Теперь взгляни на ту,

чей лик с Христовым

Всего сходней...

       (Рай. Песнь32. Данте.

Божественная комедия)


            15 апреля родился Леонардо да Винчи, итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Современики подозревали, что он обладает тайными и недозволенными знаниями, по мнению многих, он предвосхитил некоторые современные идеи. Он легко мысленно играл своим гением и невредимо проходил через самые трагические события, постигшие его отчизну и друзей, как человек, явившейся случайно или секретной миссией.


На протяжении сотен лет привлекает к себе всеобщее внимание шедевр Леонардо да Винчи - «Джоконда». Почему поколение за поколением идут к этой картине как на бы на поклонение? Что влечет к «Джоконде» сердца? Еще современники Леонардо пытались разгадать тайну Джоконды. Визари, биограф Леонардо, в своем известном труде описывает Мону Лизу, жену купца из Флоренции Дель Джокондо, в образе Весны. А это, судя по образу, уже другое произведение. Портрет - это изображение конкретного человека, существующего или существовавшего в реальной действительности. Но почему ее никто не признал в то время? Многие видели портрет еще в мастерской, но так и не смогли узнать кто на нем изображен. Зачем Леонардо хранить портрет чужой жены, постоянно совершенствовать его, хранить как святыню? Загадки, метафоры, тайны сопровождают все работы гения, но обязательно строго выверено и взвешено.

Посмотрите на цикл его Мадонн: «Поклонение волхвов» (1481), Мадонна в гроте (1483 — 1484), Мадонна Литта,( 1490-1491), Мадонна с Иоаном крестителем (1501), Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом (1508 — 1510). Почти все написаны в жанре портрета, кроме «Поклонение волхвов». Во всех Мадоннах много светского, но и иконописное присутствует. И все они внешне схожи и напоминают Джоконду. В первых работах присутствует таинственность и светлое очарование, в «Джоконде» - чувство одиночества и утраты. Это портрет Богородицы на последнем этапе жизненного пути и он завершает цикл Мадонн. Нет больше разделения на божественное и человеческое, церковное и светское. Поэтому и ускользающую улыбку так трудно описать.

В портрете находили черты самого Леонардо, но ведь он был похож на свою мать, а глаза «Джоконды» - материнские, кстати, так писал Фрейд. Посмотрите «Тайную вечерю» и вы увидите сходство Христа с «Джокондой». Да и у всех Мадонн Леонардо найдете сходство с обликом Христа, особенно в «Поклонение

волхвов». Леонардо понимал, что его работа выходит за пределы канона, но он не любил объясняться с современниками, почему очень скоро возник ореол тайны вокруг этого полотна.

Ученики 8 класса СШ № 16 пытались уловить истинный смысл, которым автор наделил свое творение.




                                                                                 Поклонение волхвов. Фрагмент













                 Святая Анна с Мадонной

и младенцем Христом

                                                                                                                      

                                              Мадонна с Иоанном Крестителем


Забирко Т. Н.

      


Пароль отважных - 101

Пароль отважных - 101

Во все времена люди трепетно относились к огню. С глубокой древности человек стремился овладеть огнем, приручить его, недаром столько сказаний и легенд, мифов и преданий связано с огнем. Научившись добывать огонь, люди стали использовать его не только в быту, но и в ремеслах. Вместе с прирученным огнем появился другой, коварный его облик – пожар. Люди, как могли, боролись с пожарами, но когда появилась около 200 лет назад пожарная служба, людям стало намного спокойнее, потому что есть те, кто в любой момент станет на защиту всего живого от злобной силы огня.

В нашей жизни иногда происходят события, которые угрожают жизни многих людей. Они называются чрезвычайными ситуациями. И чаще всего этой ситуацией является пожар.

По первому сигналу опасности пожарные немедленно отправляются туда, где возникает экстремальная ситуация, где надо остановить огневую стихию, спасти жизни людей. Пожарным присущи такие качества, как самоотверженность, постоянная готовность прийти на помощь, способность к самопожертвованию, что и доказали пожарные на Чернобыльской АЕС.

Пожары жестоки и беспощадны. Беда завывает сиренами, мчащихся на тушение пожара, машин. А в каких условиях приходится работать огнеборцам: сильное задымление, высокие температуры.

О работе пожарных, правилах поведения и соблюдении мер безопасности рассказал представитель Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, полковник гражданской защиты Валерий Вильгельмович Милевский. Он наставлял лицеистов, советовал и предупреждал на наглядных примерах, порой и курьезных. С уважением говорил о своих коллегах, которые в наиболее сложных ситуациях всегда проявляют высокие моральные качества, профессионализм, мужество и личную дисциплинированность.

17 апреля пожарные будут отмечать свой праздник – День пожарной охраны. В настоящее время пожарные входят в состав Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, а эта служба имеет свой профессиональный праздник – День спасателя Украины. Люди этой опасной профессии заслужили два праздника: ведь им приходится в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью-то другую.

Забирко Т. Н.

«Чтобы быть свободным, нужно быть рабами закона».

«Чтобы быть свободным, нужно быть рабами закона».

C правовыми вопросами мы встречаемся часто. Многие удивляются, узнавши, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку: поездка в общественном транспорте, посещение концерта, покупка газеты и т.п. Право, законы сопровождают человека всю его жизнь. Об этом и говорили на заседании правового клуба «Право знать право» в ВПУ – 92.

Еще Цицерон утверждал: «Чтобы быть свободным, нужно быть рабами закона». Быть рабом закона, не так уж и сложно на самом деле, ведь никто не требует многого, нужно только соблюдать некоторые правила и законы. Чтоб умело и правильно пользоваться своими правами и хорошо выполнять свои обязанности, не нарушая прав и законных интересов других, нужно знать законы. Конечно, знать все законы не возможно в этом юном возрасте. Но помнить, что взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта. О своих обязанностях, указанных в Конституции Украины, не знал ни один студент гр. 1-2 и 2-3 ВПУ-92. Об этих обязанностях: налоге и воинской обязанности, напомнил и разъяснил лейтенант, оперуполномоченный СКМДД Кунченко А. В. Но когда речь зашла о юридической ответственности, студенты показали свою осведомленность. С заданиями справились все, легко ориентируясь в применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение правонарушения. Лучшие правоведы представлены на фото.

Забирко Т. Н.

Государственная исполнительная служба

Государственная исполнительная служба


Можно ли изъять по исполнительным документам одежду, изношенную больше 50% или единственную из зимней одежды дубленку?

Нет. В дополнение к ЗУ «Про державну виконавчу службу» дан перечень видов имущества граждан, на которые не может быть обращено изъятие по исполнительным документам. На сколько месяцев оставляют продуктов питания, необходимых для личного употребления должнику, членам его семьи и лицам, которые находятся на его содержании? Оказывается только на 3 месяца. Эти и другие вопросы рассматривались на очередном заседание правового клуба «Право знать право».

Общество должно обеспечивать защиту своим гражданам. Что стоит решение суда, которое не исполнено? Оно ведь должно кем-то исполняться. Люди зачастую не задаются вопросом, что происходит после того как человек, к примеру, выиграл суд. Ну, выиграл да и выиграл. А если решение суда не исполняют? Вот тогда вступает в действие государственная исполнительная служба. Об ее деятельности, необходимой для общества, рассказал начальник управления юстиции В. П. Зуенков. Главный исполнитель Р. И. Аббасов комментировал и помог досконально изучить «Перелік майна громадян, на яке не може бути звернено стягнення за виконавчими документами».

Руководитель правового клуба Т. Н. Забирко

Реальные истории Светланы Талан

Реальные истории Светланы Талан

(обзор творчества)

      Родилась 7 марта 1960 года на Сумщине. Окончила Глуховский педагогический институт в 1983 году. С 1989 года проживает в Северодонецке, работала учителем начальных классов. Лауреат литературного конкурса «Коронация слова-2011» за роман «Когда ты рядом», лауреат «Коронации слова-2012» за роман «Не вурдалаки». Общий тираж книги «Когда ты рядом» на украинском и русском языках составил 90 тыс.экз. удостоен награды от фонда Е.Франчук «АНТИСПИД» за наилучший роман на остросоциальную тематику. Автор заняла третью позицию в рейтинге успешных писателей Украины за 2012 год по версии журнала «Фокус». 2013 – выход романов «Не вурдалаки», «Мої любі зрадники», «Без прошлого».  Последняя книга автора – «Ошибка».

     Писать Светлана Талан начала в 2008 году, когда жизненные обстоятельства складывались не лучшим образом, наступила черная полоса. Чтобы отвлечь Светлану от плохих мыслей, муж предложил ей писать романы. Было принято решение круто изменить свою жизнь и стать писателем. Сюжеты особо придумывать не надо было. Это – реальные истории, взятые из жизни. Известность пришла не сразу. К этому Светлана шла 3 года. Рассылала рукописи в издательства, но приходили отказы. Только писательская злость помогла не опустить руки после очередного отказа. И вот когда была наконец-то напечатана первая книга, да еще и на престижном конкурсе стала лучшей, Светлана Талан поняла, что она стала настоящей писательницей.

      Немного о конкурсе.  Такой конкурс, как   «Коронация слова» дает зеленый свет в мир литературы многим начинающим списателям. Роман «Когда ты рядом» был замечен среди тысячи других. Конкурс организовали и проводять ежегодно меценаты – супруги Татьяна и Юрий Логуша. Все это они делают на свои средства. Это истинные патриоты Украины, так как конкурс ставит целью популяризацию украинской литературы.

       Пишет Светлана Талан в жанре «реальные истории», потому герои взяты из жизни, а ситуации – из окружающей действительности. Преимущественно герои романов – девушки или женщины. Конечно, по переживаниям и эмоциям они ближе всего писательнице. Она радуется и переживает, плачет и смеется вместе со своими героинями. Например, историю Даши, героини романа «Когда ты рядом» Светлана услышала от матери этой девушки, когда ехала в поезде.

       Любящие родители отвернулись от своей послушной девочки, нежный жених – от своей чистой невесты, престижная клиника – от лучшей медсестры. Да еще лучшая подруга предала Дашу и рассказала всем о ее заболевании. В чем ее вина? Даша оказалась не в том месте и не в то время. Туманная трасса, исковерканные машины, кровь разных людей сливается в едином потоке – и только юная сестра милосердия, забыв о своих ранах, пытается ее остановить. Болезнь, которой она заразилась, спасая других, неизлечима. Она должна найти в себе силы жить дальше – столько, сколько ей отведено, для того, кто будет рядом с ней в горе и в радости.

         В основу романа «Не вурдалаки» легла история рода Талан, а герой романа «Ошибка» - успешный человек, в прошлом – наркоман.

        Планов у писательницы много, так как жизнь подбрасывает новые сюжеты, надо только их уметь увидеть и донести до читателя в виде интересного романа. Как говорит сама Светлана Талан: «Хочу писать так, чтобы знать, что твои новые книги нужны, и их с нетерпением ждет читатель» 

 З. И. Яновская

Молодіжно - романтичні історії

       Неймовірне число подій відбувається в житті молодих людей в новій книзі, що надійшла нещодавно до нашої бібліотеки. Випробування Любов`ю, Дружбою, Грошима, Славою, Успіхом. Як вони витримають ці іспити, чи впораються? Впораються! Тому, що вони — Диваки від слова “диво”. Їх легко впізнати, тому що вони завжди з`являються в потрібну хвилину: віддають останнє заради дружби, роблять неможливе заради кохання. Вони просто допомагають словом і ділом, даруючи світло і тепло, а іноді просто не проходять мимо.

      Все це — герої роману Нати Ігнатової “Диваки”. Ця “романтична історія для дорослих дітей” має ще й продовження. Це романи “Миттєвості буття” та “Доторкнутися до небес”. В них читач знову зустрінеться з уже знайомими героями. Вони різні — кожен зі своїми надіями, переконаннями та прагненнями. Але цих молодих людей поєднує особливе сприймання світу через призму добра і справедливості. Для них дружба — це не лишень пісні під гітару у зоряну ніч чи прогулянки під літнім дощем, це, в першу чергу, здатність прийти на допомогу, не роздумуючи, а ще — порадіти чиємусь щастю, навіть якщо власне среце розривається від болю.

     Всі три книги — для молоді і про молодь. Вони висвітлюють їхнє життя з його проблемами та захопленнями. Також вони будуть цікавими для читачів, котрі певні, що навіть у сучасному ритмі життя є місце справжнім почуттям.

Портрет поэта - К 200 – летию Т. Г. Шевченко.


В библиотеке для юношества им. И. Б. Курлата к 200 - летию Шевченко открыта книжная выставка «Віч – на – віч із Шевченком». На двух стеллажах представлены самые популярные книги, связанные с именем Великого Кобзаря.

Это и последние издания его работ, воспоминания, стихи разных поэтов, исследовательские работы, художественные альбомы, журнальные статьи, сборники афоризмов, художественно-документальные рассказы и др.

В центре выставки находится портрет поэта, выполненный северодонецким художником В. А. Петренко, подаренный библиотеке его сыном И. В. Петренко в 2010 г. Работа выполнена в очень интересной технике – картон, гуашь и мозаика из металлических пластинок .

Основанием портрета послужил гофрированный картон. Портрет поэта, выполненный в двух цветах на желто-голубом фоне, привлекает своим суровым и вопрошающим взглядом. Для черного цвета использована гуашь, а серебристый цвет придают маленькие пластинки из фольги, прикрепленные к картону с помощью булавок. Художник, используя два контрастных цвета, смог удивительно точно передать внутреннее состояние, подчеркнуть главные черты характера Кобзаря. Техника исполнения оригинальна, но гофрированный картон в творчестве художников использовался и ранее.

Британский художник Гилес Олдешаф прославился тем, что портреты, которые он выполнял на гофрированном картоне, стали настоящими произведениями искусства. С помощью скальпеля он с ювелирной точностью удаляет верхний слой бумаги, обнажая гофрированный слой. Художник рисует портреты знаменитых людей: Альфред Хичкок, Марлон Брандо, Мэрилин Монро, Питер О'Тула и др.

Художник Петренко Владимир Афанасьевич в Северодонецке с 1959 г. Работал в «Спецстрое», в НИИУВМ, ОКБА. В советское время востребованы были не художники, а оформители . Они занимались оформлением красных уголков, выставок и созданием наглядной агитации. Как оформитель, В. А. Петренко изготавливал плакаты по технике безопасности, оформлял «линии правды» в редакции, праздничные украшения для демонстраций. Работая руководителем группы эстетики, оказывал помощь подшефным садикам, колхозам, понимая, что и здесь необходим высокий уровень исполнения. Человек не пройдет равнодушно мимо работ художника - оформителя, если он использует выдумку, изобретательность.

Запоминающими были интерьеры промышленных выставок в области, в Министерстве приборостроения, в Москве и на ВДНХ. И только дома, изредка, Владимир Афанасьевич писал картины. На выставке, посвященной 40-летию окончания художественного училища, которая проходила в 1998 г. в Выставочном зале, В. А. Петренко представил 67 работ живописи и графики. 15 из них были подарены в создающийся, но так и неоткрывшейся краеведческий музей нашего города. Работы, изображающие новостройки Северодонецка, написаны в жанре соцреализма, который сейчас так популярен и представляют немалый интерес и ценность среди коллекционеров. В. А. Петренко был щедрым человеком и с радостью дарил свои работы друзьям.

В картинах "На этом месте 11 СШ", и "Детский мир" строится", пейзажи улицы Парижской Коммуны, написанных с балкона его квартиры, художник фиксировал моменты истории города, его жителей. Для газеты "Комуністичний шлях" художник создал заголовок, делал графические зарисовки к материалам.

Ровесник "Азота", В. А. Петренко, к 50 – летию химкомбината подарил две картины шевченковской тематики: по мотивам произведений "Між ярами, над ставами — верби зеленіють и "Думи мої, думи мої...", написанные с натуры.

Татьяна Забирко


К 200-летию Тараса Шевченко: «Смерть Сократа»

До 200 річчя Т.Г. Шевченка міська бібліотека для юнацтва ім. Й.Б. Курлата продовжує цикл "Вернісаж однієї картини". До акварелі Шевченко звертався впродовж майже усього життя і залишив у цій техніці найбільшу частину своєї живописної спадщини.

Одного разу Карл Брюллов поцікавився у свого учня чому він весь час малює смерті? Адже Тарас намалював картини «Смерть Македонського», «Смерть Богдана Хмельницького»,«Смерть Сократа».

На що Тарас відповів:«Тільки у смерті видно чи була людина великою».


Найбільш досконалим серед композицій Шевченка років перебування в артілі В. Ширяева є малюнок «Смерть Сократа», створений 1837 р. Він відзначається впевненістю в малюнку, передачі освітлення, групуванні постатей. Ця робота є вершиною того, чого досяг митець у цей час у композиціях академічного характеру на традиційні історичні теми. Крім того,для цих малюнків Тарас Шевченко вибирав такі сюжети, в яких розкрилися високі моральні принципи людини, сильні, благородні порухи душі, захист скривджених і зневажених. В них Шевченко застосовує підкреслено графічний рисунок, ілюмінований аквареллю.

В центрі малюнка зображено засудженого на смерть Сократа у в'язниці, який, тримаючи в руці келих з отрутою, звертається з промовою до своїх учнів. Уряд Афін вже засудив до смертної кари або вічного вигнання філософа, якого звинуватили в зазіханнях на мораль і шкідливий вплив на молодь.Сократ вирішив, що краще випити отруту. «Моя мета в тому, щоб переконати молодих і старих займатися не своїми тілами або грошима, а душами, з тим, щоб усе було, як можна краще. Я кажу їм, що доброчесність не створюється грошима, проте гроші та інші матеріальні блага, як приватні, так і громадські, можуть бути створені доброчесністю. Якщо, говорячи це, я псую молодь, то це було б сумно. Звільнять мене чи ні, я все одно буду робити те ж саме, навіть якщо мені доведеться померти багато разів», —  казав філософ.

Шевченко представляє нам людину надзвичайно впевнену в собі, з відкритим серцем, яка зневажає ідеали світського життя, успіху та вважає, що чітке мислення — основна передумова для правильного життя. І не випадково світло на картині падає з трьох боків, висвітлюючи фігуру філософа, наче підкреслюючи невинуватість героя, чистоту його думок і вчинків.

Художник контрастно протиставив сувору мужність старого філософа перед смертю — відчаю і метушні учнів навколо нього.«Настав час для того, щоб ми йшли далі: я — для того, щоб померти, а ви — щоб жити. Невідомо, хто обрав кращу альтернативу» - так казав Сократ перед смертю.

Ця картина зображає повільну смерть Сократа від отрути цикути. До останнього подиху Сократ продовжував спілкуватись зі своїми учнями, паралельно фіксуючи всі тілесні відчуття, що відбувалися з ним під дією отрути. Його останніми словами було прохання принести півня в жертву Асклєпію. Зазвичай таку жертву приносили богу медицини, ті, що одужали. Цим Сократ хотів підкреслити, що смерть тіла – це одужання душі.

Художник трактує смерть відомих персонажів античної і вітчизняної історії як наслідок підступу і тиранії влади.

Сократ прийняв смерть спокійно і свідомо, як і належить справжньому філософу, а його крилаті вислови будуть цитуватись ще не одне століття.


Заговори, щоб я тебе побачив.

Чим менше людині потрібно, тим ближче вона до Бога.

Треба їсти, щоб жити, а не жити, щоб їсти.

Хто хоче - шукає можливості, хто не хоче - шукає причини.


Малюнок зберігається в Національному музеї Тараса Шевченка в Києві.


Пшеничка Ірина



Уникальные скульптурные иллюстрации к поэме Т. Г. Шевченко «Катерина» северодонецкого скульптора

Скульптор В. И. Пухальский, член Союза художников СССР,  создал серию работ, которая иллюстрирует известную поэму Т. Г. Шевченко «Катерина»


«Прости мені, мійбатечку,

Що я наробила!

Прости мені, мій голубе,

Мійсоколемилий!»

«Нехай тебе Бог прощає

Та добрії люде;

Молись Богу та йдисобі —

Мені легше буде».

Образ женщины, ее трагическая судьба привлекала  В. И. Пухальского  давно. В 1914 году, к 100 – летиюТ. Г. Шевченко, Пухальский создает полутораметровую скульптурную группу «Катерина с ребенком». На конкурсе эта работа заняла первое место. 

Сейчас скульптура находится в фондах Киевского Государственного музея Тараса Шевченко. Трагическую судьбу  молодой украинской крестьянки скульптор передал с таким мастерством, что боль за нее  пронизывала каждого, кто видел гипсовую композицию.

Этот образ был заимствован через 20 лет М. Г. Манизером , с которым В. И. Пухальский учился вместе в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге, когда он создавал знаменитый памятник Кобзарю в Харькове. Памятник Кобзарю, созданный М. Г. Манизеромсостоит из статуи самого Шевченко, которую окружают  16 фигур, среди которых Катерина с ребенком на руках и некоторые другие герои произведений Шевченко. Только Катерина М. Г.  Манизера  изображена не идущей, в отличие от Катерины В. И. Пухальского,  а  оцепеневшей от безысходного горя и  вместо ленточки на голове повязан платок.

К 135 – летию Т. Г. Шевченко  В. И. Пухальский  иллюстрирует поэму «Катерина» с помощью скульптурных композиций.В семейном альбоме хранятся фотографии скульптур,  посвященных эпизодам из поэмы Тараса Шевченко. Под каждой фотографией написаны строки из поэмы.  В 1947 году, в кинотеатре им. Т.Г. Шевченко, по улице Артема, была организована творческая выставка мастера.

На ней были представлены 32 работы художника. Все скульптуры  немного крупнее, чем обычные настольные статуэтки, с расчетом на их самостоятельное звучание в ансамбле интерьера.   

Объединенные одной темой, эти произведения  привлекали  своеобразием композиционного построения, затейливостью силуэта, декоративностью, тонкостью  проработки, живостью в передаче характеров и настроений.Такие качества особенно отчетливо воспринимаются, если сравнить их с  скульптурными статуэтками И. Я. Гинцбурга, В.А.  Беклемишева, которые были учителями В. И. Пухальского.Работали скульпторы  в основном в пластике малых форм. Работы И. Я. Гинцбурга в малой пластике послужили в большом количестве и моделями для каслинского чугунного художественного литья, получившего название «кабинетной» скульптуры. Небольшие жанровые сценки, кабинетные скульптуры  и  многие другие  работы этих художников являются иллюстрациями во всех учебниках по ваянию. Это были  истинные мастера  малой пластики. Неудивительно, что это направление скульптуры так притягивало В. И. Пухальского.

В. И. Пухальский смог передать в гипсе поэтическое  олицетворение Украины, какой ее видел Т. Г. Шевченко: в обездоленной и поруганной  угнетателями, живет прекрасная душа народа.  Мы привыкли к книжным иллюстрациям,  выполненным средствами живописи, а скульптурная иллюстрация художественного произведения сама по себе отличительна. Поэтомувыставка имела успех и стала знаменита во всем Советском Союзе.Эти скульптуры трудно было бы вписать в какую-то среду, их можно было ее можно представить только на музейных подставках, на фоне нейтральной  стены выставочного зала.  И неудивительно, что эта серия небольших  скульптур привлекла внимание Русского музея в Ленинграде и Музея изобразительного искусства в Киеве. В музее русского искусства собрано крупнейшее собрание русской скульптуры XX века и составляет свыше 2400 экспонатов. В ней нашли своё место практически все крупнейшие имена этого периода. Это позволило сохранить наследие многих представителей пластики. И, хочется верить, что след  коллекции не затерялся и  эта уникальная серия, посвященная поэме Т. Г. Шевченко «Катерина» сохранились в  запасниках музея.

Валентин Ильич Пухальский (1887  – 1981 г. ) – скульптор. Закончил отделение живописи и скульптуры в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

 С 1916 по 1918 г.г. преподает в  Рисовальной школе  Общества поощрения художеств при Царском дворе. Работает в Харькове, Юзовке и др. городах.

С 1950 г. работает   в Лисхимстрое (н. Северодонецк). В его мастерской  изготавливаются скульптуры, композиции, бюсты, фасадные барельефы,  элементы архитектурного декора, парковые скульптуры и фонтаны для многих городов Донбасса.

Ученик Пухальского - Бичуков А. А., народный художник России, вице-президент Российской академии художеств, до 2013 г. -  ректор Московского государственного института имени В. И. Сурикова.

 К 125-летию В. И. Пухальского в  2012 г. состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски в честь  скульптора на ул. Ленина, д. 28.

 

Татьяна Забирко

    

Вернісаж однієї картини

У картині «Селянська родина» Т. Шевченко звернувся до теми, яку оспівував у поемах та віршах, — до теми святості, недоторканості материнства і батьківства. Коли дивишся на цю картину, пригадуються рядки його поезій про матір і дитя, які за силою вираженої в них думки є справді мудрими і філософськими.


І дав дожить

Господь їй радості на світі.

Узріть його, поціловать

Своє єдинеє дитя,

І перший крик його почути...

Ох, діти! Діти! Діти!

Велика божа благодать!...


Художник написав картину під час першої подорожі на Україну в 1843році.

Т. Шевченко стверджує, що родина має бути міцною і тривкою, а тому – повною. Образ жінки, пишної і вродливої, мов достигла калина, українки у червоних очіпку, плахті й чоботях. Жінка – берегиня домашнього вогнища, тепла, тобто родинного затишку – була для Т. Шевченка Берегинею всього українського народу.Її ритуальний жест – оберігання дитини – приносить у цей світ палку любов, вливається космічною енергією. В українських щедрівках завжди славилась «Красне сонце-господиня».На такому благодатному грунті в українського народу і розвинувся культ Богоматері; Богородицю Покрову обрали своєю заступницею козаки.

Дія на першому плані (малюк, що грається) складає оповідальний сюжет картини. У розмові батьків, жестах, виразі облич і позах окреслюються характери жінки й чоловіка, їхня зацікавленість поведінкою дитини. Але не тільки психологічними настроями персонажів передається суть їхніх відносин. Підтвердженням доброзичливості й чистоти сімейних стосунків є спокій погожого надвечір'я. Промені сонця фарбують у золотаві тони стіну хати, полотняні сорочки на молодому подружжі, пейзаж. Світло стає виразником миру і спокою в природі, як і в людських серцях.

 Своїми пошуками сонячного освітлення на відкритому повітрі Т. Шевченко на 30 років випередив відкриття французьких імпресіоністів.

 Та раптом нас вражає несподіваний жест батька – він дає зовсім маленькому синові люльку. Насправді цей жест має глибокийсмисл. У художній формі Т. Шевченко розповідає нам про прагнення батька передати синові ту іскру козацького вогню, яка розгориться у праведне полум’я. Люлька  – це виразний натяк на стан полум’яного духу людського, найбільш співзвучний патріотичним поривам.

У 1843 р. ще був живий 100-літній дід Т. Шевченка, Іван Андрійович Шевченко, свідок Коліївщини й учасник гайдамацького руху, який ще пам’ятав часи, коли Україною правив гетьман. І зовсім не випадково у «Селянській родині» під хатою сидить дідусь хлопчика, який пам’ятає Україну вільною, адже був гайдамакою, запорожцем, сам виборював цю святу волю.

 Від цієї картини віє спокоєм, немеркнучою тихою радістю і благодаттю. Сам 29-річний митець, повернувшись в Україну після тривалої розлуки з нею, мріяв про родинне щастя нехай у простенькій, проте своїй хатині. Однак ні сім’ї, ні діток, ні бодай маленької власної хатки йому не судилося мати…

Але так яскраво споконвічний ідеал українського народу – родину – вперше в українському живописі вдалося втілити саме Т. Шевченку.

 

Ірина Пшеничка