Статті

Підписатися на RSS

Популярні теги Всі теги

«Эта служба и опасна, и трудна…»

Сегодня в городской библиотеке для юношества прошло очередное заседание правового клуба «Право знати право».Ребята 10-го и 11-го классов СШ №17 познакомились с профессией следователя.  

Ведь представление об этой  работе  у нас складывается, в основном, по многочисленным детективным сериалам и литературным произведениям, которыми зачитываются миллионы читателей. Мы восторгаемся интеллектом, отвагой и хитростью знаменитых сыщиков. Чтобы поймать умного преступника, надо оказаться на ступеньку выше его. Но только вот персонажи все эти - вымышленные.


А каков  современный следователь? Каким видят его подростки? Рассказать о профессии следователя мы пригласилиподполковника в отставке Дробиленко Анатолия Андреевича, который  возглавляет совет ветеранов Северодонецкого городского отдела милиции Луганщины. Большой профессиональный опыт передают молодому поколению милиционеров ветераны организации, а их около 200 человек.

 За плечами Анатолия Андреевича более 30 лет работы в уголовном розыске. А все начиналось в Луганске…  Молодого сотрудника милиции, отметив его деловые и физические качества, пригласили в отдел уголовного розыска.  И сразу же Анатолий Андреевич окунулся в каждодневную  кропотливую работу сыщика. Это и оперативно-розыскная работа, и внимательная работа с вещественными доказательствами, и непростая работа с потерпевшими. Нетрудно было заметить профессиональный рост сыщика. Отделом уголовного розыска, в котором работал Анатолий Андреевич, было раскрыто громкое дело –задержание маньяка, на счету которого было много жертв и который в страхе держал весь город. За раскрытие преступления Анатолия Андреевича признали лучшим сыщиком Луганска. Следующим этапом в жизни Анатолия Андреевича – работа в нашем городе. Здесь тоже были нужны профессионализм и опыт работы сыщика, так как криминальная ситуация в городе была сложная.

«Настоящий сыщик – это не тот, кто сам всех ловит, а тот, кто и других этому учит»-такова гражданская и профессиональная позиция Анатолия Андреевича, которой он придерживается и до настоящего времени.

 

Зоя Яновская 

К 200- летию Т. Г. Шевченко

30 мая 1847 г. Т. Г. Шевченко  был осужден к ссылке рядовым солдатом в Отдельный Оренбургский корпус с личной резолюцией Николая I: «под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать». Для Шевченко началась тяжелая, безрадостная и бесправная жизни николаевского солдата.

Особенно тяжело было терпеть запрет писать и рисовать. Тайно, продолжал он рисовать и писать стихи.


Царская опала длилась до 1959 года. И этому немало способствовал министр просвещения России Е.П. Ковалевский. Судьба Евграфа Петровича Ковалевского (1792-1867гг.) тесно переплелась с Луганщиной, где он состоялся  как специалист и впоследствии оказывал большое влияние на развитие экономики Донбасса.И то, что Луганск стал крупным административно-промышленным и культурным центром, является исключительной заслугой  Ковалевского Е.П.

Осенью 1958 года Шевченко подал прошение председателю Петербургского цензурного комитета о разрешении издать сборники своих стихотворений: «Я прошу дозволить мне на старости иметь кусочек насущного хлеба  от моих молодых трудов…».А. Г.  Тройницкий,  член Главного  управления цензуры от Министерства внутренних дел, рассмотрел поданные поэтом  в цензуру книжки (сшитые вместе) «Чигиринский Кобзарь и Гайдамаки», «Гамалія» и рукописный сборник  «Поэзия Т. Шевченко. Том первый». Сделал вывод, что разрешено может быть только новое издание ранее опубликовавшихся призведений поэта с новими цензурними изъятиями в них. Е. П. Ковалевский, получив вывод А. Г.  Тройницкого,   направляет  письмо Главному начальнику Третьего отдела В. Долгорукому (шеф жандармов), в котором высказывает свою поддержкуо возможности такого издания. 5 февраля 1859 г. министр  образования дает разрешение цензурному ведомству рассмотреть вопрос о новом издании «Кобзаря».

Тарас Григорьевич получил рукопись из цензурного комитета в таком  виде, что опубликовать его не взялся ни один издатель. 

Шевченко в это время попал в трудное положение - у него совсем  не было денег. И никто из его петербургских друзей не мог помочь, даже издательство  "Современник", которое объединяло около себя лучших  представителей русской демократии во главе с Чернышевским, Добролюбовым  и др.

В ноябре 1859 г., после поездки в Украину,  Тарас Григорьевич Шевченко обращается с письмом, преисполненным отчаяния, к П.Ф.Симиренко, промышленнику, сахарозаводчику, меценату. В письме он соглашается на предложение П.Ф.Симиренко издать  "Кобзарь" за его деньги. И в тот же день,  Т.Г.Шевченко пишет письмо помощнику   П. Ф. Симиренко, А. И.Храпалю,с которым был знаком с 1845 г. : «Сьогодні цензура випустила из своих пазурив мои безталаннідуми, та так проклята обчистила, що я ледвевпизнав свои диточки, а издатель...половину не дав того, що я прошу і щомені треба. З таким моїм лихом я оце до Вас з Платоном Федоровичем (Симиренко) - вишлітьмені будь-ласка 1100 крб.».

Несмотря на очень большую сумму, деньги были пересланы. И «Кобзарь», издание Симиренко 1860 г.,  был отпечатан в типографии Кулиша. Это издание было значительно полнее предыдущих: сюда были включены 17 произведений и портрет Тараса Шевченко.Когда Платон Федорович Симиренко получил от автора с собственноручной подписью «Кобзаря» и увидел на обложке свою фамилию (коштом Симиренка), то был этим крайне недоволен.  В том же году вышел «Кобзарь» в переводе русских поэтов  под редакцией Н. Гербеля. И это было  последнее издание «Кобзаря» при жизни автора.

Издание Симиренко вышло с точками и пропусками. Существуют экземпляры этого издания, например, в библиотеке Лубенской мужской гимназии, доме - музее Т.Г.Шевченко в Киеве, где в трех местах  поэмы «Катерина» наклеены строки, а под наклейкой проставлены точки. Непропущенные цензурой места, с наклейкой в экземплярах, предназначенных  для поднесения  высокопоставленным лицам, в частности, министру просвещения Е. П. Ковалевскому.

Ковалевский Евграф Петрович – выходец из дворянской семьи, которая имела родовое поместье на Слобожанщине. Закончив кадетский корпус горных инженеров вС.- Петербурге, направляется для получения практического опыта в Луганск, на литейный завод. Здесь он подробно изучает заводской опыт, глубоко вникает в тонкости технологии. Сохранилась первая работа  молодого инженера под названием "Краткое описание устроения и работы Луганского литейного завода, в виде полугодичного отчета, представленного практикантом Ковалевским". Евграф Ковалевский, еще не имеющий серьезного производственного опыта, уже тогда высоко оценивает экономическую деятельность Луганского завода.

Закончив практику и получив звание  маркшейдера, Ковалевский руководит работами на рудниках Луганского завода, занимается поисками новых пластов угля и определением их местоположения.

В 1816 году Е.Ковалевский переводится в С.-Петербург и зачисляется в  департамент горных и соляных дел. В январе 1818 года он  командируется наЛуганский завод с заданием "изыскать средства к скорейшему и удобнейшему устройству" этого предприятия в связи с пошатнувшимся состоянием его производственных дел.

Несколько месяцев потребовалось Е.Ковалевскому для подробного изучения состояния заводского производства. Продолжая считать, что Луганский завод,  должен стать центром развития промышленности края и, прежде всего,  металлургии и горного дела, он понимал, что необходимы  геологические  исследования Донецкого кряжа с целью поисков для выплавки чугуна нужных материалов. Предложение специалиста было принято.

Вскоре, созданная на Луганском заводе,  поисковая партия положила начало систематическим геологическим исследованиям Донецкого бассейна. В 1827 г. встал  вопрос  о  ликвидации Луганского  литейного завода, на  то время, убыточного, и  для инспекции его был направлен Е. П. Ковалевский.  Он высказался за сохранение  завода, мотивируя это тем, что завод расположен в регионе, который  имеет все природные возможности для развития сильной промышленности. Он разработал  программу мероприятий по технической   модернизации завода, улучшения социального положения рабочих и дальнейших геологических изысканий для обеспечения завода сырьем.

Продолжая дело своих предшественников,  сделал  научное описание  геологических  местных пластов, ввел термин «Донецкий кряж » (от названия реки Северский Донец, позже был заменен на выражение «Донецкий бассейн »).

С 1830-35 был томским губернатором, в 1843 получил ранг тайного  советника и стал членом  Правительствующего Сената. В 1856 назначен куратором Московского  учебного округа .С 1858 по  1861 - министр народного образования . Заботился о народных училищах и воскресных школах.

Жизнь Е. Ковалевского никогда не ограничивалась государственной службой. Прогрессивный деятель своего времени, он активно сотрудничал с научными и учебными заведениями, различными объединениями, работающими на общественных началах.

Это не единственное участие Ковалевских в судьбе  Шевченко. С  Егором Петровичем, братом Евграфа Петровича,  у Шевченко сложились приятельские отношения.  Писатель, дипломат, путешественник, прогрессивный общественный деятель Е. П. Ковалевский, осенью 1859 г. вместе с Н. Г. Чернышевским,  Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым стал инициатором создания и первым председателем Товарищества для пособия  нуждающимся  литераторам и ученым, одним из членов и основателем которого был Шевченко. 

На именины Е. Ковалевского Шевченко подарил ему один из своих офортов или рисунков (какой точно – не известно):  «…посылаю вам тленное последнее дело рук моих».  Егор  Петрович  Ковалевский  в  1860  настойчиво пытается освободить от крепостной зависимости братьев и сестру Т. Г. Шевченко.

 

Татьяна Забирко

«Український Рембрандт»

Геній Тараса   Шевченка  втілився не тільки у поезії, але і в живопису. Шевченківські картини  заслуговують на увагу не менше, ніж  його вірші.

Тому міська бібліотека для юнацтва ім. Й.Б.Курлата  підготувала цикл «Вернісаж однієї картини», де будуть по черзі представлені увазі читачів твори Шевченка - художника.


Художня спадщина Тараса величезна – збереглось 835 картин, портретів, гравюр на різні теми, написані протягом різних періодів життя великого Кобзаря. Ще понад 270 художніх творів вважаються втраченими.

«Катерина» – одна з найцікавіших картин Шевченка, написана олією у 1840 році Картина написана яскравими барвами, пронизана сонячним світлом, але чомусь драматизм і тривога не залишають , поки дивишся на полотно.

Ми бачимо на картині, що Катерина і москаль рухаються з одного пункту в різні боки: Катерина іде убита горем, повертаючись у село; москаль верхи скаче в безвість Отже, щойно тут, під дубом за селом (у селі ніхто куреня не ставить), вони попрощалися назавжди. Скоріш за все це було розставання  без ніжних слів і  палких обіймів... Той, хто відразу пустив коня з місця в кар’єр і кидає спідлоба такий колючий погляд вслід дівчині, навряд чи спромігся, прощаючись, бодай на тепле слово для неї.

 А Катерина? Вона навіть не плакала – усі сльози потай виплакано в розпачі безсонними ночами ще до того. Бо ж вона (дівчина!) – при надії... Про це знає вона, знає він, знає вже і громада, а той жест, яким вона намагається піднятою запаскою заховати вже зримі сліди вагітності – це безпорадна спроба прикрити свій сором і відтягти час неминучої і страшної розплати за спільний гріх... А звідси – і похилена в безнадії голова, і помертвіле обличчя, й опущені долу очі – уже несила глянути людям у вічі...

Дія відбувається у звичайний, трудовий день: на кілку мотузка для зв’язування снопів, вила і граблі, сперті на курінь, щоб були напохваті. Йдуть жнива – звозять з поля врожай. Але одяг на Катерині святковий. Вона – боса, бо бідна. На ній – червона запаска – із пофарбованого тонкого домотканого полотна. А міг би бути вишитий квітками фартушок, але немає фартушка – ця розкіш не для убогих. То хоч яскрава запаска прикрасить одяг. На Катерині – біла сорочка. Але – без вишивання: дорого... На шиї в дівчини мали б бути червоні коралі чи намисто з дукатів. Так де ж їх узяти? І тільки контрастом до сполотнілого обличчя - червона стрічечка на грудях: усе ж якась прикраса.... На голові - червона стрічка зі свіжими польовими квітками – це ж її останній вихід на люди в дівочому! Може, ворухнеться серце коханого, може, зглянеться...

У правому верхньому кутку картини видніється віття розлогого дуба. Він дає людям захист від спеки чи буревію, і не випадково курінь селянина – у його тіні. Але зараз він буквально нависає, як грозова хмара, над усіма, за винятком москаля. Це саме від цього дуба відламалась вітка й відірвався листочок, як символ дівочої долі... Ця вітка і листочок ще зелені, не понівечені. Але проїдуть підводи, пройде череда, випадуть дощі, і не важко здогадатися, що буде з ними. А поруч з віткою в пилюці – колоски. Хтось вирощував їх, сподіваючись, що вони стануть часткою майбутнього врожаю. Уже не стануть…

А що ж москаль? Яку частку гріха і відповідальності понесе він? А ніяку. Відкараскався без скандалу від наївної “простушки” – і добре. Тепер спокійно можна доганяти друзів - офіцерів. Совісті ж нема, то й мучити не буде. А громада? Та чхати йому на осуд громади, як і на тявкання того собачати, що кинулося вслід, – наковтається пилюки, то й замовкне і повернеться на своє місце, підібгавши хвостик...

І каратиме громада дівчину. Он і на картині селянин – це уособлення громади – саме дівчині, а не москалеві осудливо дивиться вслід. Бо за тодішньою мораллю в таких випадках гріх був спільним, але головна вина і відповідальність падали на дівчину. І кара буде жорстока: обріжуть косу у шинку під п’яний ґвалт, вимажуть голову дьогтем, посиплять пір’ям, покриють драною хустиною – покритка ж! – і проведуть із музикою по селі: щоб усім наука була!  Зрештою, покритка робила лиху славу цілій громаді, і хлопці із сусідніх сіл уникали свататись у “такім” селі. І піде Катерина слідом за москалями – шукати “у Москві свекрухи”…

 Картина дуже символічна, у формі образів автор передає ті почуття, які неначе хвилі здіймались у його серці. Босонога дівчина в центрі картини, символізує страждаючий український народ, російський солдат на коні – самодержавну російську монархію, що пригнічує Україну, селянин, який сидись на землі (схожий на козака Мамая) втілює собою вільне минуле і надію на вільний розвиток нації.

Ірина Пшеничка

Экслибрис: Шевченкиана Бориса Романова

Каждый читатель библиотеки для юношества им. И. Б. Курлата, работая  в библиографическом отделе,  обращает внимание на экслибрисы,  размещенные рядом с каталогами  и  картотекой. 12 книжных знаков привлекают внимание своей выразительностью, четкой композицией, изысканностью и поэтичностью. Автор этих экслибрисов  – известный художник – график, дизайнер Б. Н. Романов. 

 

13 января Борису Николаевичу Романову исполнилось 65 лет. «Сколько помню себя - рисую», - говорит он. Закончив  Харьковский художественно -  промышленный институт, факультет графического дизайна,   Романов в 1972 году  направляется  в Северодонецк.  Стал работать художником - дизайнером в объединении "Азот", затем возглавил этот отдел. В свободное время писал пейзажи, портреты, шаржи. Но серьезно заниматься творчеством вне производства оказалось сложно. Главная причина - отсутствие мастерской.

 

И тогда Борис Николаевич  вспомнил об экслибрисе, более доступном, не требующем  особых, специально оборудованных  условий.  Да и  форма  книжной гравюры привлекательна тем, что на очень небольшой плоскости можно разместить и сложную композицию, и остроумно составить аллегорию.

 

И все в наши дни искусство книжного знака популярно не только среди библиофилов, но и у коллекционеров - почитателей искусства графики. Экслибрисы служат предметом взаимного обмена, подобно редким почтовым маркам. Графические миниатюры Б.Н. Романова    притягивают внимание самых известных коллекционеров, искусствоведов, организаторов международных выставок и издателей.

 

Б. Н. Романов - автор более 350 интересных, разнообразных миниатюр,  с символическим и философским смыслом, с легким  юмором  и  нежной иронией,  с симпатией и уважением к владельцу.  В его работах  утонченно  обыгрывается фамилия владельца,  характер,  профессия, увлечения. Книжные знаки  художник выполняет в технике  гравюры на линолеуме и гравюры на пластике, иногда гравюры на металле – офорт, использует возможности цветной гравюры. 

Образ Великого Кобзаря занимает одно из ведущих мест в творчестве художника. Для  Б. Н. Романова  Тарас  Шевченко –  хранитель  нации.  Любая черта души украинца коренится в стихах, поэмах  поэта. Это больше, это душа народа в самом прямом смысле. И Б. Н. Романов воплощает это в  графических  миниатюрах, цитирует любимые строки, а некоторые из них запечатлел в экслибрисах. В 2004 году вышла книга «Шевченкиана Бориса Романова» со вступительной статьей искусствоведа  П. Нестеренко. В ней представлены 27 книжных знаков.  

Первый экслибрис «Шевченкианы»  был выполнен в 1986 году для учителя – методиста из Северодонецкой школы № 4 Людмилы Первак (Дармограй). На следующий год – для редактора отдела журнала «Українська мова і література в школі» Раисы Витренко. Затем художник создает книжные знаки известным в Украине  людям – писателям Ивану Дзюбе, Евгению Сверстюку, Дмитрию Павлычко, Владимиру Яворивскому, певцу, лауреату Шевченковской премии Василию Зинкевичу, Музею одной книги – «Кобзар», третьему президенту Украины В. Ющенко, заслуженному учителю Украины, литературоведу с Луганщины Богдану Павстуху. Книжные знаки представлены в альбоме-каталоге «Шевченкіана в екслібрісі». Среди лучших работ были напечатаны два    экслибриса Романова  в альбоме-каталоге всеукраинской выставки  «Українська історія і культура в дзеркалі екслібриса ХХ століття », проходившей в Лейпциге. 

 

К 190–летию со дня рождения Т. Г.  Шевченко в Музее книги и книгопечатания в Киево-Печерском историко-культурном заповеднике проходила выставка экслибрисов «Шевченкиана» из собрания известного коллекционера Петра Нестеренко. Работы Б. Н. Романова были представлены на отдельном стенде. 

 

В книжном знаке шрифт играет роль ничуть не меньшую нежели сюжетный рисунок. Всматриваясь в надписи на экслибрисах Б. Н. Романова,  понимаешь, что выбор шрифта безупречен, он  органично вписывается в композицию, и часто является первоосновой, базисом. 

 

На экслибрисе известного поэта Д. Павлычко, автора популярних песен («Два кольори мої, два кольори»), сценариста (художественный фильм о молодом Шевченко «Сон»),  написано – Шевченкиана. За типичным украинским пейзажем с хатами, вербами и тополями изображены повстанцы и панская усадьба.

 

Один из экслибрисов сделан для Е. Сверстюка,  лауреата Государственной премии им. Т.Г. Шевченко. Исследования Евгения Сверстюка, политического узника, одного  из инициаторов украинского национального сопротивления 60-х годов  о Шевченко очень глубоки и серьезны. На гравюре автор перенес Шевченко в будни советского исправительно-трудового лагеря 1980 – 1990 годов, заставляя зрителя задуматься о судьбе вольнодумающего человека в обстановке репрессивной государственной системы. 

 

В основе экслибриса Ивана Дзюбы,  шестидесятника, диссидента, бывшего министра культуры, автопортрет  Т. Г. Шевченко, выполненный в 1847 г. В мае 1847 г. он был осужден на поселение в отдельный Оренбургский корпус  солдатом под строгий надзор с

запретом писать и рисовать. В июне с Оренбурга  его отправляют в  Орскую крепость, где, несмотря на запрет,  пишет автопортрет. Т. Шевченко,  участвует экспедиции по изучению Арала, и  впервые в истории запечатлел  его в обширной серии акварелей, карандашных рисунков.  На экслибрисе использован фрагмент акварели «Остров Куг – Арал. Аральское море».  

 

У Богдана Пастуха издано несколько книг о творчестве Б. Гринченко, В. Сосюры, Т. Шевченко. Смотришь на книжный знак Б. Пастуха и сразу всплывает образ Прометея, прикованного цепью к

скале. Видно только часть руки – кулак, как символ борьбы и орел, который одновременно читается и как двуглавый - символ царизма. Поэма «Кавказ» написана в 1845 году, но как она современна.

 

В книжном знаке Петра Нестеренко (фото 1 внизу), искусствоведа, лауреата Государственной премии им. Т. Г. Шевченко, в первую очередь бросаются слова «…Всі знаєте,  А своєї». Эти строки из поэмы «І мертвим і живим…» осуждают тех, кто отказывается и не знает родного украинского языка. Цитата недвусмысленная и с поучительным предупредительным содержанием. На  графической  миниатюре разместилось так много всего: скульптура Б. Хмельницкого, Киево-Печерская лавра, памятник Владимиру,  угол Дворца «Украина». И на фоне этих   исторически сложившихся  украинских символов  - надписи «hot-dog», «shop», « kiev», «lipton», «second-hand»,  «kafe», «bar»,  «хлеб», «водка». Все это говорит о том, что владелец этого знака делает все возможное, чтобы в нашу речь как можно меньше проникали слова иностранного происхождения. Ведь украинский язык имеет много синонимов, среди которых можно найти аналогию. Все работы Бориса Николаевича лаконичны, но этот экслибрис перегружен, чтоб каждому было понятно, что за чистоту речи нужно бороться.

 

В экслибрисе В. Асеева Тарас Шевченко приоткрывает дверь.  Что за ней? Можно ли переступить порог и нужно ли? Из светлого -  в тьму. Взгляд строгий, проникающий в самое сердце, и   совесть,  заглушенная самооправданием и эгоистическим страхом, пусть не сразу, но пробуждается.

 

Книжный знак Андрея Вьюнка,  искусствоведа, художника, выполнен к юбилею  издания «Кобзаря».   На нем изображен автопортрет Т. Шевченко 1843 г., выполненный тушью в зеркальном отражении. В 1 – ом издании «Кобзаря»  на фронтисписе  использован офорт В. Штернберга, с которым Шевченко учился в Академии художеств,  «Кобзарь с мальчиком – поводырем». И эту гравюру Б. Романов использовал в экслибрисе А. Вьюнка.    

 

Григорий Штонь – литературовед, известен своими монографиями и критическими статьями, вел передачу на радио.   «І день іде, і ніч іде…» - эти слова из известного стихотворения Т. Г. Шевченко:

І день іде, і ніч іде.

І, голову схопивши в руки,

Дивуєшся, чому не йде

Апостол правди  і науки?

В гравюре использованы иллюстрации к поэме
«Слепая» (карандаш, 1842 г.). Этот рисунок Т. Шевченко вместе с поэмой «Тризна» подарил своей любимой женщине – Варваре Репниной.  Две даты (экслибрис изготовлен в 1998 г.) говорят о том, что и в 1860 г. и в 1998 г. существовали  бедные и богатые.  На фоне дороги, по которой мчится «БМВ» - символ крутизны,  изображена  нищая со спящим ребенком. Современный  нувориш   со своей собакой проходит мимо, его не волнуют проблемы бедных.

 

В книжном знаке Н. Гнатюк (фото 5 внизу),  поэтессы,  ведущей  радиожурнала  «Кобзарь», поднята актуальная тема объединения Украины.  Экслибрис Нины Гнатюк  дополнен цитатой из поэмы  «І мертвим і живим…»:

І забудеться срамотня

Давняя година,

І оживе добра слава,

Слава України,

І світ ясний, невечерній

               Тиихо засіяє...

Обніміться ж, брати мої,

Молю вас, благаю!

Портрет Шевченко ( по фото И. Гудковского, 1859 г.)  выполнен на фоне символического изображения эфира и воспринимается как рупор,   выразитель мыслей, чувств и стремлений украинского народа к  объединению.

 

Шевченкиана Б. Н. Романова уникальна  - на миниатюрной доске художник создает целый рассказ, веху из жизни поэта. При этом  каждая графическая миниатюра -  это Ex libris, который отражает владельца, с присущими только ему индивидуальными чертами.

 

Когда знакомишься с новой работой  Б. Н. Романова,  вновь  убеждаешься, что каждый украинец имеет своего Шевченко. Чем больше погружаешься в мир его стихов,  подробностей жизни, тем больше начинаешь понимать неисчерпаемость этого феномена нашей духовной культуры. 

 

Татьяна Забирко 

Библиотеке для юношества им. И.Б.Курлата отметили 30 лет!

     Почему наша городская библиотека для юношества имени Иосифа Курлата уникальна? На этот вопрос ответила заведующая отделом культуры горсовета Ольга Петровна Лишик. Оказывается, в городах и районах Луганщины подобная (не считая областной) – только одна.
     Есть, разумеется, юношеские филиалы централизованных библиотечных систем, но это несколько иной подход к делу. Более солидный статус открывает для северодончан больше возможностей. А кому много дано – с того много спрашивается. И такой спрос удовлетворКоллектив библиотеки в 2013 году.яется сполна.
     О поддержке со стороны местной власти и высокой отдаче, которую получает территориальная громада от работы настоящих профессионалов, преданных библиотечному делу, сказал секретарь городского совета Андрей Гавриленко. Он тоже пришел поздравить коллектив библиотеки с ее 30-летним юбилеем. К слову, его здесь давно знали, как одного из самых заядлых читателей.
– А сейчас сюда, и на абонемент, и в читальный зал ходит мой сын, – с удовольствием заметил Андрей Анатольевич. – Да и коллеги, начиная с городского головы, доктора технических наук Валентина Васильевича Казакова, который просил передать вам свое поздравление, не представляют себя без книг. Убежден, новые информационные технологии не могут заменить эти тома, обладающие особой энергетикой.

     Это же подтвердили все друзья библиотеки, выступившие на юбилейном вечере, – педагоги и школьники, первые и нынешние читатели, представители других библиотек, соседи из галереи искусств… Протоиерей Вячеслав напомнил о том, что здесь для молодежи строится мост в высокий мир духовности. 
     Представители горсовета вручили коллективу, которым все 30 лет руководила Виктория Васильевна Олейник, ей самой, библиотекарям Татьяне Николаевне Забирко, Зое Ивановне Яновской, Нине Александровне Назаровой, Светлане Васильевне Кравец, другим сотрудникам Почетные грамоты от областных и местных органов власти. Примечательно: среди многих наград коллектива есть почетный сертификат «Библиотека – территория молодежи».
     Директор В.В. Олейник говорила о вехах становления и развития этого коммунального учреждения культуры. Сейчас здесь шесть тысяч читателей – в основном школьники, студенты; фонд превышает 60 тысяч единиц, выписываются десятки периодических изданий. 
     «Как ровесница нашей библиотеки, отношусь к ней с особой гордостью, учусь у более опытных специалистов, внедряю вместе с ними современные формы привлечения и обслуживания читателей», – рассказала молодая сотрудница Ольга Кизина. Она и ее коллеги часто побеждают в профессиональных конкурсах, выигрывают гранты, позволяющие поднимать работу на новую ступень, полнее использовать возможности Интернета, скайп-конференций, компьютерного парка, другой оргтехники.
     Растет популярность организуемых в библиотеке клубов, «круглых столов», творческих тренингов, ток-шоу, квестов, ролевых игр, «мозговых штурмов», состязаний эрудитов, встреч, посвященных памятным датам, других массовых форм работы. Ребята охотно создают буктрейлеры (видеоролики) по мотивам любимых книг. Особенно актуальны, интересны сегодня те, что связаны с правовыми знаниями, экологией, краеведением. Собственно, библиотекари здесь учатся и сами. 
     На этой теплой встрече было немало подарков, в том числе музыкальных – от юных солистов. Родной город убежден: у коллектива, вступившего в пору зрелой молодости, – отличные перспективы.

                                                                                                                                                     П.СЕМЁНОВ

 

«Увидеть и познать свой край...»

«Увидеть и познать свой край

можно либо своими глазами,

либо с помощью книг».

М.В. Ломоносов

Нам, библиотекарям очень хочется выйти за пределы чисто библиотечных форм работы, стать еще одним центром краеведческого движения в городе. Оказывать помощь не только в сборе материалов о городе, о людях, в подготовке фольклорных праздников, экскурсий, этнографических выставок, в проведении различных обрядов. При этом, согласитесь, без активного использования книг не возможно. И чтобы мы делали, если бы не энтузиасты краеведения, которые пишут книги, собирая по крохам информацию, основанную на документах, свидетельствах очевидцев.


Пожалуй, сегодня только библиотеки способны полностью собрать уникальную информацию о нашей малой родине и удовлетворить повышенный интерес, особенно детей и юношества, к краеведческой литературе.

Как появилось Чистое озеро и что за травы растут на его берегу? Сколько лет или столетий наша местность была ареной борьбы русскогонародас Золотой Ордой, а затем Крымским ханством? Неужели один из перевозов Кальмиускойсакмы – одной из дорог, по которой татары совершали походы на Русь, находился рядом, на Боровой? Кто же основал Боровское казаки или староверы?

Все эти и им подобные вопросы образуют область знаний, которую называют краеведением. Более точно, краеведение - это наука, котораяизучает не толькоисторию, природу, культуру,но и быт, язык людей, экономику какой-либо небольшой территории (области, района, города, села).

Благодаря новым книгам об истории нашего края краеведческая деятельность в библиотеке получила новый импульс. А их в библиотеке собралось уже немало. Одним из самых активных авторов стал Каленюк Сергей Петрович, член Национального союза краеведов Украины, который на протяжении многих лет собирает по крупицам исторический материал о нашем крае, исследует старые карты, находит артефакты и всем этим охотно делится с читателями. Такие книги КаленюкаСергея Петровича как: «Давня історія Сєвєродонецька»,«Террафоксы и другиелисичане»,«Роти полку Депрерадовича»,«Краєзнавцю про вимірювання»занимают в фонде библиотекидостойное место. Познакомиться с книгами и автором этих книг можно было на недавно состоявшейся в библиотеке краеведческой скайп-конференции с одной из библиотекНовопсковской ЦБС, таккакименно там живуттакие же энтузиасты и знатокисвоегокрая, наиболееизвестные наЛуганщинекраеведыА. В. Чернуха та В. И. Золотарев. К нам на мероприятие пришли лицеисты, детиоченьлюбознательные, читающие ( а это – немаловажно). Они с интересомрассматривалистарыекарты нашого края, старинныемонеты, кусок окаменевшего дерева, которые были предоставлены Сергеем Петровичем для наших гостей.

Исследованиюродногокраяможно посвятить всю жизнь, и каждый день убеждаться в том, чтоты все еще в началепути, так как тема историималойродинынеисчерпаема…

Особую благодарность выражаем Елене Нижельской, сотруднику САРГа, за постоянную техническую поддержку.


Зоя Яновская