Статті

Підписатися на RSS

Популярні теги Всі теги

Иванов день

Иванов день


                                                                                                                          …завтра Ивана Купала. Одну                                                                                                                          только эту ночь в году и цветет                                                                                                                        папоротник.

                                                                                                                                   Н.В. Гоголь «Вечер                                                                                                                                         накануне Ивана Купала»

За несколько дней до окончания Петровского поста православные отмечают Рождество Иоанна Предтечи. В народе этот день, а точнее, ночь с 6 на 7 июля издревле называют Ивана Купала. С этим праздником связано много таинственных обрядов и традиций, но до нас дошли только самые яркие.

С вечера 6 июня готовили соломенные чучела или из веток: Купалу и Марену. Купалу - символ мужского начала, юноши одевали в сорочку и штаны. А Марену – символ женственности и плодородия, девушки наряжали как замужнюю женщину, вот только голову украшали венком. Девчата водили хоровод вокруг Марены, пели купальские песни. Молодежь с наряженными куклами ходила по селу, затем их сжигали на купальском костре или топили в реке. Перед праздником возле реки или озера, которые становились центром купальских гуляний, юноши заготавливали большие кучи сухих веток. Наши предки верили в очищающуюся силу купальского огня. Надеялись, что магическая сила огня избавит их от болезней и наговоров. Матери в ночь на Ивана Купала сжигали сорочку больного ребенка с надеждой на его оздоровление. Молодежь, взявшись за руки, прыгала через огонь, и, если их руки не разомкнулись, то быть вскоре свадьбе. А семейные пары после очищающего огня, устраивали общий стол с постными блюдами. Девушки шли опускать венки с зажжёнными свечами в воду. Наблюдали, к какому берегу пристанет, оттуда и сваты будут. А вот потухнет свеча – к похоронам, а если венок крутится, то девушка со свадьбой подождет. Парубки наблюдали за эти гаданием на другом берегу. Но, если уже определились отношения, то суженный пытался перехватить венок, а чтоб он был узнаваем, девушки вплетали ленты, или выделяли особенным цветком.

Вода в Иванов день обладала живительными свойствами: вся нечисть выходила из водоемов и до Ильина дня можно было купаться без опасений. Обязательно в купальскую ночь устраивали массовые купания. А еще в этот день собирали травы, которые считались особенно целебными. С их помощью боролись с нечистью, окуривали больных. Хранили травы за иконами, чтоб предохранить дом от удара молнии. Кто мечтал о молодости и красоте, купались в утренней росе. В купальскую ночь много поверий связано с папоротником. Считается, что папоротник цветет раз в год. Тот, кто получит себе этот цветок, становится мудрым и сильным, сможет противодействовать нечистой силе, услышит язык деревьев и увидит сокровища, спрятанные в земле. Понятно, почему так много смельчаков шло ночью в лес искать цвет папоротника, хотя это было очень опасно, потому что черт всячески пытался помешать человеку получить желанное сокровище.

Праздник Ивана Купала символизировал духовное единение человека с природой, освящало чувства молодых сердец. Символом очищения от всего греховного были огонь и вода, а все плохое тонуло вместе с Мареной. И люди действительно в это верили, а с этой верой оживала их надежда на лучшее будущее.

Этот праздник самый поэтический и веселый из всех народных праздников. В конце 80 –х годов я принимала участие в возрожденном празднике Ивана Купала в Новопскове. На изломе высокого берега Айдара находились зрители, а сценическое представление происходило на песчаном берегу пляжа и, построенном на воде, помосте. Участие приняли самодеятельные коллективы танцевальных ансамблей и хоры из соседних областей, в том числе из России. Девчата в венках, яркой украинской одежде, хлопцы в вышиванках с песнями, танцами, шутками и зрелищными театральными номерами смогли настроить зрителей стать участниками этого праздничного действия, принять участие и в массовых купаниях, прыжках через костер и других купальских забавах.

Иван Купала, также Иванов день, отмечаемый в дни летнего солнцестояния, имеет старинную традицию празднования, под другими названиями, практически по всей Европе.

С праздником Ивана Купала связаны поверья, сказки, песни, что нашло отражение в художественной литературе. Самое знаменитое произведение -

«Вечер накануне Ивана Купала» — повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на Хуторе Близ Диканьки». Особое место Иванов день занимает в творчестве Сергея Есенина. Целиком этому празднику посвящено стихотворение «За рекой горят огни», написанное в стиле народной купальской песни. Купальские мотивы прослеживаются в произведения О. Кобылянской, Л. Украинки. Многие художники, музыканты обращались к этой теме: К. Маковский, Г. Семирадский, Д. Фисунов, А. Цорн, Ю. Гербер, Станкович.

7 июля православные христиане празднуют Рождество святого пророка Предтечи и Крестителя Божьего Ивана. Может, потому и сошлись вместе эти два праздника, что очищение происходило в обоих случаях водой. За несколько месяцев до появления в землях Израиля Иисуса Христа, появился человек, который крестил людей. Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Предтеча носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами. Он подготовил путь Господу, рассказывая всем о Царстве Небесном, учил творить добрые дела и быть милосердными. Его называют Иоанном Крестителем и Иоанном Предтечей. Крестителем – потому что он крестил Иисуса Христа, Предтечей – он раньше Спасителя пришёл с проповедью. Вскоре святой Иоанн был арестован по приказу царя Ирода Антипы. Случилось это из-за того, что он обличал людские пороки, без страха говорил о грехах богатых. Правителя Антипу он укорял за то, что тот отнял у собственного брата жену Иродиаду и стал жить с ней. За это Иродиада возненавидела Иоанна и желала ему смерти. Но царь отказывался казнить человека, которого любили в народе. В день рождения царя во дворце собрались гости. Во время пиршества к ним вышла падчерица царя Саломея, дочь Иродиады. Своим танцем она заворожила зрителей. Когда же она остановилась, восхищенный Антипа воскликнул: «Проси у меня, что хочешь!». Саломея по просьбе матери сказала : «Прошу голову Иоанна Крестителя!». Царь Ирод не мог отказаться от своего слова. Он распорядился, и через некоторое время в зал на блюде внесли отсеченную голову святого Иоанна Предтечи. После мученической смерти тело Крестителя было погребено учениками, а главу, после надругательства над нею Иродиады, тайно взяла Иоанна, благочестивая жена домоправителя Ирода, и, спрятав ее в сосуд, погребла на Елеонской горе. Первый раз глава Иоанна Предтечи была чудесным образом обретена во времена Константина Великого, но потом место ее сокрытия было забыто, и второе обретение святыни произошло в 452 г. Во время гонений на христианство святыня была спрятана. Третье, последнее обретение главы Крестителя произошло в 850 г.

Облик Иоанна Предтечи начали изображать еще первые христиане. От них искусство Византии, а затем и Древней Руси почерпнуло характерные, узнаваемые черты Крестителя. Пророка всегда изображают длинноволосым зрелым мужем в одеянии из верблюжьего волоса. Особую роль изображения Иоанна Предтечи стали играть в России в XVI веке, во времена Иоанна Грозного, который был крещен в честь великого пророка. В это время окончательно сформировался канон образа. Крайний аскетизм пророка подчеркнут и неестественной худобой, и невозможными в обычном состоянии морщинами. Но при этом в целостном восприятии облик Иоанна полон какой-то таинственной силы. Сам лик Иоанна Предтечи и строг, и печален. Взгляд Иоанна концентрирует в себе и скорбь, и вдохновляющую силу. Он светел, он прозревает грядущее, и кажется, что не мы смотрим на икону, а великий пророк взирает на нас

Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень, мученик. После Пресвятой Богородицы - самый чтимый святой.

В честь его установлены следующие праздники: 23 сентября (6 октября) — зачатие, 24 июня (7 июля) — рождество, 29 августа (11 сентября) — усекновение главы, 7 января (20 января)— Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 24 февраля (8,9 марта)— первое и второе обретение его главы, 25 мая (7 июня) — третье обретение его главы, 12 октября (25 октября) — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Икона Иоанна Предтечи защищает от врагов и от обмана. Также известно, что образ Крестителя избавляет даже от самой сильной головной боли. Икона и молитва к святому Иоанну Предтече поможет каждому человеку успешно справиться с любой работой, достойно выполнить свой долг. С ней вам легче будет открыть свое предназначение, следуя которому, человек обретает счастье и здоровье.

Забирко Т. Н.

















MCEPASTEBIN%

Цифровое поколение

Если вы хотите узнать, кто будет творить историю страны, совершая как высокоморальные поступки и научно-исследовательские достижения, так и низкие, разрушающие все демократические устои действия, посмотрите на детей и подростков. От их сегодняшних пристрастий и предпочтений, образа жизни и состояния здоровья зависит будущее Украины.

Современные дети отдают предпочтение Интернету, потому что с малых лет на «ты» с компьютером, и в «виртуальном мире» им живется увлекательно и легко. Получать информацию они предпочитают через мобильные гаджеты, а не из классических источников – газет, журналов, радио и даже телевидения стало явлением «отстойным».

Что такое цифровое поколение ? Это люди, родившиеся в начале 2000-х, а также люди от 12 до 27 лет, часть из них – молодые продвинутые родители.

Из объективных данных, полученных в ходе исследований, видно: дети и подростки цифрового поколения другие. Дети изменились. В какую сторону? На этот вопрос нельзя ответить однозначно.

Любые технологические изменения, происходящие в истории человечества, всегда вызывают опасения и страхи. Сегодня такой страх связан с влиянием интернета.

Доказано, что дети, пользующиеся интернетом, запоминают не содержание, а место, где находится нужная информация. Это на самом деле меняет структуру мнемонических процессов.

Меняется интенсивность процессов запоминания.

Раньше мы с вами помнили большое количество телефонов и адресов. Сейчас у нас все записано, и мы уже не утруждаем себя запоминанием. У людей постарше новые навыки просто наслаиваются на старые. У детей и подростков они формируют другие механизмы запоминания.

Снижается уровень концентрации внимания.

Удержание внимания (одна из величин, по которым мы судим о концентрации внимания) по сравнению с данными 10–15-летней давности сократилось в десятки раз!

Формируется клиповое сознание и мышление.

Восприятие мира становится другим.

Делать несколько дел одновременно – свойство детей цифрового поколения.

Для цифрового поколения характерен феномен многозадачности. Идет перестройка мозговых структур, появляются новые нейронные связи.

Социальные сети – зло? 90% современной молодежи пользуется «ВКонтакте». Там зарегистрированы и девяти-, десятилетние дети. Кстати, в социальную сеть рекомендуется входить только после 13 лет, и то в сопровождении родителей. Так вот, почти 50% детей девяти-десяти лет имеют 10 друзей, 28% – по 50 друзей «ВКонтакте». Ну, а у 15–16-летних где-то по 100 друзей и больше. И тут возникают самые разные проблемы. Люди беспокоятся, что такое большое количество друзей девальвирует понятие дружбы. Но в то же самое время в рамках социальных сетей у детей формируется социальный капитал. Феномен социального капитала имеет целый ряд особенностей, которые хорошо видны в социальных сетях и именно в детском общении. Например, самовозрастание. Социальный капитал возрастает сам по себе. Это приводит к тому, что дети уже сызмальства получают какой-то круг друзей как ресурс своих отношений в будущем.

По мнению Джона Полфри и Урса Гассера – авторов исследования Беркманского центра по изучению интернета и общества, социологический портрет «цифрового поколения» образуют такие качества, как «тотальная» креативность, инновационность (подразумевающая разрушение и отказ от традиционных устоявшихся форм в бизнесе и построении деловых отношений – демократичность), информированность, благодаря постоянной включенности в поисковую деятельность, многозадачность (способность решать несколько когнитивных задач одновременно). Исследователи также определяют и проблемные зоны «цифрового поколения» – информационную перегруженность и как следствие – снижение способности формировать и оперировать знаниями (т.е. систематизировать информацию, последовательно ее осваивать, выстраивать логические связи, структурировать материал), интернет-зависимость, контакты со злоумышленниками и доступ к «опасному» контенту (проявления агрессии, домогательства, призывы к насилию, порнография), трансформация (порой разрушительная) понятий личного пространства, защиты личных данных, авторских прав. Обращает внимание такая особенность молодых пользователей, как тревога неподключенности. Потере iPhon – это очень значимая утрата.

Постоянное взаимодействие с новыми технологиями, в том числе с интернетом, развивает познавательную сферу детей, оперативную память, внимание, скорость реакции, моторику.

Некоторые эксперты предполагают, что «цифровые дети» будут заново открывать для себя радушие, доброту, бескорыстность.

Одной из важнейших проблем «цифрового племени» – изменение понимания того, что такое личная информация, где проходят границы личного пространства

Проводя столько времени в интернете, представители «цифрового поколения» делают свою жизнь достоянием широкого круга пользователей. Обратная сторона такой открытости заключается в том, что информация, размещенная в интернете, может стать причиной угроз, рисков, вреда, причиняемого злоумышленниками. Самая важная и сложная проблема – защитить детей от угроз и рисков, при этом оставить им достаточную меру свободы для изучения и узнавания того, что отвечало бы их интересам и потребностям.

К 125- летию Анны Ахматовой


Жизнь Анны Андреевны не была легкой. Беда шла за ней по пятам, но великая правда ее эпической лирики всегда была исполнена мужества, и, наверное, поэтому многотысячные тиражи ее книг нарасхват.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна,

Муж в могиле,

сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне,—

так скажет она о своей судьбе в «Реквиеме», а позже добавит:

Я не искала прибыли,

И славы не ждала,

Я под крылом у гибели

Все тридцать лет жила.

В современной поэзии она оказалась выразителем правды времени, и за это новая молодость родины и мира говорит ей спасибо и засыпает цветами ее могилу.

Она заслужила глубокое признание своего народа мужеством души и величием таланта. Поэтому праздник ее поэзии и есть праздник освобождения творческого духа народа, праздник слияния судьбы поэта с судьбой народа, с очистительной правдой времени.

М. Дудин


С Анной Ахматовой в Украине ассоциируется Одесса, где она родилась, Киев, где она окончила гимназию, училась на Высших женских курсах, где в 1910 г. года обвенчалась с Николаем Гумилевым, Крым, где Ахматова проводила летние каникулы. А еще было Подолье —село Слободка – Шелеховская Деражнянского района Хмельницкой области. Известно, что Ахматова посещала эти места неоднократно, здесь жила родня по материнской линии.

Украинский язык язык знала хорошо, не раз подчеркивала, что ее фамилия ГОРЕнко ( ударение на первом слоге – не от слова "гора", а от слова "горе").

В 1935г. украинский писатель Терень Масенко познакомился с Ахматовой и попросил посмотреть стихи молодого Тереня. Анна Ахматова читала легко и точно, с чистым выговором, верными ударениями. А на вопрос: «Вы так хорошо знаете украинский?», ответила: «Он язык моей матери. Моя девичья фамилия Горенко. Гимназию я окончила в Киеве».

По воспоминаниям Л. Чуковской, Ахматова говорила об очень тяжелой жизни в Киеве, и «страну ту не полюбила и язык». В творчестве Анны Ахматовой использовался русский язык, но украинский язык она органично чувствовала во всех его стилистических нюансах, пример этому переводы И. Франко.

Чистоту Чистому озеру!

«Чистоту Чистому озеру!»

Вы слышали как шумит рогоз, шелестит тополь, как свистит ремез и шуршит ящерица? А как пахнет полынь, донник? Вы видели, как первые лучи солнца касаются гладкой поверхности воды, как косяк мальков греется у берега, как в тростнике охотится уж? Может кто-то хочет услышать и увидеть мир родной природы?Это совсем недалеко – прибрежная зона Чистого озера.

Для пришкольных лагерей, которые посещают ученики младших классов, в библиотеке организовывают экскурсии «Тропинками Чистого озера».Подходя к Чистому озеру, идя тропинкой, которая огибает его, школьники попадают в зеленый, звонкоголосый мир природы.

Дети пытаются узнать по стволу, кроне, листьям какие деревья растут вокруг озера. Им надо подсказать, что у белого тополя— широкая, раскидистая крона и светлая кора. За опушенные снизу листья его называют серебристым. Черный тополь или осокорь — пирамидальная крона, а листья широкие, сердцевидные, светло-зеленые. Сочный, мясистый лист даже па ощупь кажется влажным, прохладным. А самое распространенное дерево – берест – из рода вязов. Листья вяза сидят на черешке, как пришитые и, благодаря этому, пыль, грязь держится прочно, когда ветер подует – листья не сбрасывают всю пыль обратно.А сколько трав и цветов! Царственно возвышается, как свеча, коровяк скипетровидный. Вдоль тропинки с северной стороны озера, белеют головки тысячелистника или серпореза, икотника, мыльнянки. Пчелы облюбовали медоносный донник, буркун, который пахнет скошенным сеном, т.е. кумарином. Нежные голубые цветы цикория, хорошо знакомого еще древним грекам и римлянам, к вечеру сворачивают свои лепестки, а сокирки полевые привлекают к себе шмелей.Лопух - символ навязчивости - "репей". До 1814 года во Франции не знали это растение, оно - "трофей" бежавшего из России Наполеона. Французы невзлюбили приставалу и окрестили лопух "русской заразой". А из Франции репейник пошел гулять по всей Европе, перекочевал даже на африканский континент. Тот факт, что лопух растет преимущественно на искореженной земле пустырей, свидетельствует о замечательной жизнестойкости этого растения.

Пепельно-зеленые кустики, которым жара нипочем - полынь. Белые шелковистые волоски хорошо отражают свет, предохраняя листья и стебли от лишнего испарения. В летнюю пору верхушки стебля и боковые ветки золотятся от мелких соцветий, собранных в редкие метелки. Нет травы горче этой.

Каждого, кто пройдет возле самой кромки воды, восхитит огромное разнообразие и изобилие обитающих здесь насекомых. Они летают, кружатся, скользят и прыгают. Стрекозы, водомерки, плавунцы, комары, все они с их личинками, помогают прокормиться тритонам, лягушкам, ящерицам и черепахам. А сколько видов улиток: прудовик, живородка, катушка, которые поедают органические остатки в озере, тем самым очищают его. Птиц не так уж и много. В топольняке, на юговосточной стороне озера, слышно цыканье ремеза, а в тростнике - чиррак - чирраканье камышовки. Голуби и вороны с воробьями что-то клюют на песчаном берегу. Рыбаки советуют детям прийти до восхода солнца, чтобы увидеть бугайчиков – это мелкие цапли, размером с галку, с длинной шеей, прямым, тонким, желто-зеленым клювом и короткими зелеными ногами. Судя по улову в садках рыбаков, рыба водится в озере, но в тот день клевали только красноперки и караси. Для наблюдения использовали бинокль, а особо любопытные пытались его не выпускать из своих рук.

Озером можно восхищаться и возмущаться. Восхищаться, потому что оно близко, в черте города, и возмущаться угрозой его уничтожения. Это объясняется обмелением озера. На южной стороне вода ушла на десятки метров от берега, образовались болотные места, некоторые места пловцы преодолевают не вплавь, а пешком. Тростник и рогоз отступили от воды, разрушены гнезда лысух и норки ондатр. Рыбу ловят донками, так как глубины не хватает для ловли на удочку.

А еще – грязные берега, но дети оставили чистый след. Они провели экологическую акцию «Чистоту Чистому озеру!»

Вооружившись всего лишь перчатками, они ринулись в бой! За 7 минут они очистили самое красивое место для отдыха на южной стороне озера. 2 мешка с мусором были отнесены к мусорному контейнеру. И не опасаясь наткнуться на предметы, не присущие природе, мальчики поиграли с мячом, а девочки отдохнули на расстеленных покрывалах, которые принесли с собой. Но долго ли сохранится эта чистота?

Знания, полученные на местном материале и практике, лучше усваиваются и формируют бережное отношение к родной природе.

Экскурсия по тропинкам вдоль Чистого озера сопровождается разговором об истории озеленения города, который вырос на голых песках. Наблюдение, рассказы о растительном и животном мире чередуются играми. Дети знакомятся с экземплярами различных целебных трав, миром насекомых, птиц, пресмыкающихся и других животных. Получают рекомендации в каких книгах можно о них прочитать.

Это путешествие дает возможность детям овладеть практическими знаниями и умениями, позволяющими правильно строить свои отношения с природой.

Забирко Т.


1 июня - Международный день защиты детей


В 1925 году в городе Сан-Франциско Генеральный консул Китая устроил для китайских детей-сирот праздник – Фестиваль лодок-драконов. В этот же день в Женеве проходила конференция, темой которой было решение вопросов благополучия детей. Так случилось, что эти два события произошли 1 июня, вследствие чего и праздник Международный день защиты детей стали отмечать именно в этот день. У этого дня даже есть свой флаг. Вокруг земного шара находятся пять стилизованных фигурок. Земной шар символизирует наш общий дом – планету Земля. А пять человеческих фигурок разных цветов (синего, желтого, черного, белого и красного) выступают как символы разнообразия и терпимости. Зеленый фон на флаге символизирует рост, гармонию, свежесть и плодородие. Все вокруг нас создано для того, чтобы расти и развиваться. Все, что нужно сделать, это протянуть руку и принять эту возможность. Наши дети являются ключом к миру и терпимости к расе, религии, физическим психическим и социальным различиям. Звезда, образуемая ногами фигурок, представляет собой свет. Если мы захотим, то можем стать светом для мира.

День защиты детей - один из самых старых международных праздников , его отмечают во всем мире с 1950 года. В далеком 1949 году Международная организация приняла решение о праздновании в первый день лета Международного дня детей . Это праздник как для детей , так и для взрослых , ведь он должен напоминать всем людям , что детство надо охранять и защищать. Ведь дети - это будущее каждого государства. На планете живет около 2 миллиардов детей разных рас и национальностей , и нуждаются в особой защите и заботе , так как являются беззащитной частью общества. До периода средневековья общественное мнение не выделяло детство как отдельную социальную категорию. Первое законодательство относительно детей появилось а Западе на рубеже ХIХ -ХХ вв . - вышли законы на запрет эксплуатации детского труда. Впоследствии было принято и законодательство об обязательном образовании. Но первым международным инструментом, направленным на защиту детства, стала Декларация прав ребенка , принятая в Женеве в 1924 году.

Сразу же после окончания Второй мировой войны вновь созданная Организация Объединенных Наций (ООН) особое внимание стала уделять правам ребенка. В 1948 году была принята Декларация прав человека , а в 1959 году все 78 членов Генеральной Ассамблеи ООН единогласно приняли Декларацию прав ребенка , работа над проектом которого продолжалась два года. Она была значительно более совершенной и широкой по сравнению с Женевской и касалась не только жизненных, но и нравственных потребностей ребенка, провозглашала право на имя и национальность , предусматривала обязательное и бесплатное начальное образование , запрет детского труда до определенному возраста , право ребенка на игру и творчество, на любовь и понимание . 20 ноября, во Всемирный день ребенка , ровно через 30 лет после принятия Декларации и через 10 лет после проведения Международного года ребенка Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка, которую подписали 192 государства, в том числе - Украина . В апреле 2001 года был принят Закон Украины « Об охране детства».

Каждый ребенок понимает свои права по - разному. Для одного защита его прав и свобод - это борьба за выживание, для другого - защита от насилия в семье, еще для кого-то - возможность высказать свое мнение. Но не следует забывать , что наши права взаимосвязаны с обязанностями перед другими людьми: родителями , которые дали нам жизнь , учителями , которые учат в школе , друзьями , другими людьми , нашим государством. То есть дети должны не только знать и уметь защищать свои права , но и соблюдать выполнение прав других людей.

И хотя 1 июня и признан международным праздником, в некоторых странах существуют специальные дни, посвященные детям .

Япония.

Трижды в год в Японии празднуют День детей . (Сити – го – сан: 7 – 5 - 3).

3 марта - Праздник девочек. В этот день родители устраивают дома выставку хороших детских кукол в кимоно , это и есть подарок принцессам .

5 мая - Праздник мальчиков . Перед входом в дом , где есть мальчик , вывешивают флаг с изображением карпа. У японцев карп символизирует силу и смелость. Если в семье несколько мальчиков , то на входной двери дома вывешивают зелено - синие флаги . Огромное количество подобных флагов означает , что в семье много мальчиков.

15 ноября - День детей « 7-5-3 ». По японскому обычаю считается, что 3 , 5 и 7 лет - самые счастливые годы детей.

Республика Корея .

5 мая. Все дети радостные и счастливые , в национальных костюмах , родители дарят им подарки.

Колумбия .

4 июля - День детей . В этот день во всех школах страны проходят разнообразия мероприятия. Дети обычно надевают различные маски, наряжаются как клоуны и гуляют по улицам.

Бразилия.

15 августа. Этот день также является Национальным днем борьбы с эпидемией, поэтому ежегодно в этот праздник врачи страны осматривают детей, кроме того, малышам в возрасте до 5 лет делают прививки против полиомиелита.

Испания.

5 января - День детей . Это религиозный праздник ; в переводе с испанского языка означает «праздник Короля магии ». С вечера, 5 января и до следующего утра в Испании повсюду можно увидеть парадные машины , на которых « 3 короля » раздают детям различные сладости . Когда колонна прибывает к воротам городской или районной администрации , любой ребенок , который садится на колени короля , может получить особый подарок, но он обязательно пообещает королю хорошо и прилежно учиться.

Швеция.

7 августа - Праздник мальчиков , которое также носит название праздник лангуста . Такое название день получил в надежде на то , что мальчики будут такими же смелыми , как лангуст . В этот день дети наряжаются в костюмы лангустов , выступают с веселыми и забавными номерами. 13 декабря отмечается День девочек , который также называется праздником Богини Люсии , которая по шведским преданиям, оберегает девочек. Ежегодно в этот праздник девочки Швеции превращаются в маленьких богинь, делают добрые дела для других детей.

Африканские страны.

В странах Западной Африки есть специальный «детский карнавал, который длится целый месяц. Жители Африки любят петь и танцевать во время детского карнавала, несмотря на разные условия жизни людей в стране, все дети счастливы и радостны.


Право семьи

                                                                     Право семьи

Всякая семья составляет

часть государства

Аристотель


В русском языке термин «брак» происходит от слова «брачить», что означает «отбрасывать плохое» (выбраковывать). Куда приятнее звучит термин «шлюб», происходящий от древнеславянского слова «сьлюбь» - любить, обещать.Молодежь не всегда понимает важность и ответственность создания семьи. Семья является важным источником: социального и экономического развития общества, а также индивидуального развития личности. Разрушение института семьи ведет к ряду негативных последствий: одиночества, снижения уровня рождаемости, распространение негативных явлений (наркомания, алкоголизм, проституция). Такое положение является последствием недостаточного уважения, что предназначается семье. За этой общей причиной скрывается немало конкретных. Одна из них — неподготовленность современной молодежи к вступлению в брак и созданию собственной семьи.

Готовы ли юные к вступлению в брак? А почему в обществе произошла подмена понятия «Гражданский брак»? И какие еще формы брачных отношений существуют? Но особый интерес вызвало составление брачного контракта. Все это проходило на заседании правового клуба в СВПУ № 92, посвященному Семейному кодексу Украины.

Оформление перед женитьбой брачного договора стало признаком определенной продвинутости и достаточно высокого уровня доходов людей. Вместе с тем нельзя сказать, что заключение подобного документа стало привычным делом в современной практике. Слишком уж явно проскальзывает элемент недоверия партнеров друг к другу; не меньше смущает и явный перекос в сторону условий развода и дележа имущества. Романтика вечной любви с трудом вяжется с меркантильными расчетами и подсчетам; сколько, чего и кому именно достанется при расставании. Но так или иначе, брачный договор должен прочно войти в нашу жизнь. Зачем? А для того, чтобы супруги могли жить спокойно, счастливо и долго, не оглядываясь по сторонам, не страшась будущего в случае развода. Ведь, в брачном контракте можно расписать все нюансы Конечно, молодым трудно и может быть не совсем это все понятно. Но все же, мы пытаемся убедить молодежь, что брачный контракт нужен, и подписать его надо в тот момент, когда люди еще любят друг друга и могут обговорить условия контракта, целуясь. А не в момент развода, когда ненависть прет из ушей и каждый пытается задушить другого за лишнюю чашку и квадратный метр квартиры.

Каждая группа проверяла примеры брачного контракта, и комментировали правильность оформления с юридической стороны.

Правовое просвещение становится ключевым инструментом для успешной жизни в правовом обществе. Права помогают только тем, кто их знает! И эти занятия по Семейному Кодексу, надеемся, помогут юным понять, что семья — это не только любовь, а еще и чувство ответственности за свои действия перед другими членами семьи.

Забирко Т. Н.

Поклонимся великим тем годам!


Нелегкие тревожные и трудные  дни переживает сегодня Украина, но это не может заслонить радость прихода весны, а вместе с ней и Дня Победы. Этот день остается для нас всегда омраченный от горечи утрат и освященный солнцем Победы.

Сегодня мы оглядываемся на те "сороковые роковые",  на те,  трагические огненные, горькие  и радостные 4 года войны, и хочется сказать:  "Поклонимся  великим  тем годам".  Поклонимся  живым к мёртвым,  бессмертным  и  бесстрашным, и тем, кто принял  первый  бой на рассвете в 1941 году – пограничникам  Рава - Русской заставы подо Львовом, и тем, кто пройдя через всю войну - такую войну! - добил врага там, откуда война началась  -  в поверженном  Берлине.  И тем, кто в тылу помогал ковать Победу.

Поклонимся  женщинам, которые,  проводив  мужей  на  правый  бой за Родину, заняли их место у станка, на тракторах, на строительных лесах. Мы знаем, а поэтому будем помнить,  как увозили  заводы  в Сибирь, только с нашего химкомбината  эвакуировали 19 эшелонов  оборудования  в Башкирию и  на Урал.  И  прямо с колёс, снятые с  платформ, без крыши  над головой, жены, сестры, подростки  точили мины, ковали броню, собирали танки и самолёты.

Есть цифры, которые нельзя произносить без волнения! «Книга памяти Украины» свидетельствует о 5 млн.  украинцев,  погибших на фронтах Великой Отечественной и Второй мировой войне.  Представьте  5  млн. лет, звёзд ... а это 5 млн. человеческих жизней,  оборванных пулей, бомбой, снарядом, голодом, душегубкой...

Всякий счёт неестественных смертей повергают нас в ужас... Узнаешь  сейчас, к примеру, что где – то на земле землетрясение  или  наводнение, в пожаре погибли десятки людей, 100 человек, «небесная сотня» осталась   на Евромайдане,  48 человек погибли в Донецке  - душа отзывается, холодеет. А тут 5 млн... никогда раньше  на земле не было такого кровопролития.

7 мая в СШ  №10 прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню Победы. Вместе с библиотекарями в гости в школу пришел  ветеран войны, участник боевых действий  Шурша Иван Иванович,  1925 года рождения.  Когда началась война,  он заканчивал 7 класс. С 1943 года был призван в Армию.Попал он на Дальний Восток. Служил наводчиком противотанкового орудия. За время войны трижды грузились они в эшелоны для отправки вглубь страны и трижды разгружались. А через три месяца по окончании Великой Отечественной, согласно условиям Ялтинской конференции – двинулись  на Японию. С  Квантунской  армией пришлось воевать: от ее милитаристской оккупации Ивану Ивановичу довелось освобождать Корею. После войны попал Иван Иванович в аэрофоторазведку. С тех послевоенных пор фотография и стала его у влечением, а затем и профессией. Снимал  Корею, Дальний Восток, Чукотку, Камчатку, Сахалин, Казахстан, Крым, а с 1959 года  работал в Северодонецке. Он первым в нашем городе освоил технику исполнения цветной фотографии. Иван Иванович рассказал,  как  начался его боевой путь, как  сложилась фронтовая судьба и как он  узнал о победе.  Ивана Ивановича поздравили с праздником, пожелали силы духа в наше непростое время и вручили цветы с подарками. Был небольшой, но замечательный концерт. Дети могут прочитать много книг про ВОВ, просмотреть чудесные фильмы, спектакли, ознакомиться с музейными экспонатами. Но только песня - душа народа – даёт им  возможность со всей силой почувствовать то, чем жили наши отцы, деды, прадеды, освободившие  родную землю, а потом Европу от фашизма. И звучали песни старые и современные, проникающие в душу, в исполнение учеников 5 -7 классов. О долгих и трудных дорогах войны, протоптанных солдатскими сапогами, изрытыми гусеницами танков и политые потом и кровью читали стихи.

Поколение И. И. Шурши сберегли этот мир для нас, и передали нашему поколению, как эстафету созидания. С надеждой сделать его прекрасным . Мое поколение сберегло мир, но не смогло уберечь от военных конфликтов, а вот современные дети, я надеюсь, сделают его прекрасным.  Солдаты, ветераны Второй мировой, они уходят в будущее и светят миру своим подвигом. Все они: известные и безымянные сражались, умирали и победили фашизм, чтобы жили мы.

Забирко Т.

Наводчик "сорокопятки"


     Иван Иванович Шурша родился в 1925 году. Когда началась война, он закончил 7 классов. Выдали свидетельство об окончании семилетки, что давало возможность поступить в техникум. 3 января 1943 его призвали в армию,  семнадцатилетнего. Служил в г. Бикине, который располагался на  самом юге  Хабаровского края, около границы с Китаем.  Был самым маленьким в учебной роте и часто доставалось от старших, но  обижать себя не давал. Обучение было недолгим и вскоре отправили на станцию «Землянка».  Здесь расположились  3 дивизии пехоты - 20 тыс. солдат. Попал в противотанковую батарею, которая  должна поддерживать пехоту в бою.  Много занимались строевой подготовкой и почти два года тренировался, закреплял навыки наводчика 45-мм противотанковой пушки.

      «Сорокапятка» или «Прощай, Родина», так называли ее солдаты -  полуавтоматическое противотанковое орудие калибра 45.  Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника,  пробивала броню 43 мм на расстоянии 500 м и  производила  15-20 выстрелов в минуту. В комплект боеприпасов пушки входили патроны с бронебойными и подкалиберными снарядами, осколочными гранатами и  патроны с картечью. Осколочные гранаты использовали  для стрельбы по живой силе. Она считалась  легкой, всего 550 кг, но мощной. Тягловой силой служили лошади. За каждой пушкой закреплен орудийный расчет. Солдаты, обслуживающие пушку – номера орудийного расчета: командир расчета, наводчик (заместитель командира), заряжающий, подносчик боеприпасов и ездовой, он же – второй подносчик. Наводчик должен был иметь  специальное или  хотя бы 9 – классное образование, но Иван Иванович справился с трудностями обучения. Навести орудие на видимую от него цель – дело несложное, гораздо труднее было навести на невидимую цель. Панорама, прицел, уровень дают возможность сделать очень точную наводку даже невидимой от орудия цели. Когда наводка закончена, заряжающий, стоящий со снарядом сзади, ждет команды «Огонь», чтобы быстро установить патрон в ствол. Наводчик еще раз проверял наводку, которая могла сбиться, устанавливал  руку на рычаг и докладывал «Готово». По команде «Орудие», наводчик нажимал на рычаг и раздавался выстрел. Пушка откатывалась назад и плавно возвращалась на место. «Прощай, Родина», так называли ее солдаты, потому что в бою с танками противника у  наводчика был только один шанс – промахнется  и с танка ответным  выстрелом из башенного орудия уничтожался весь расчет. Орудийный щит «сорокапятки» был очень маленьким и плохо защищал  от осколков разорвавшихся  снарядов, Но, не однажды,  как утверждает Иван Иванович,   спасал егоот пуль. 

      В столовую водили даже в жуткий мороз в одних гимнастерках, чтоб не задерживались там. Кормили очень скудно. Еда стояла  в ведерных бочках на 10 человек. Выдавали 125 граммов сухарей, две поварешки манного супа и  кружку чая наливали в суповую миску, предварительно ее ополоснув.   Из столовой выходили голодные. Однажды выдали ему котелок с клейстером для заклейки окон, так половину съел, еле хватило выполнить работу.

     «Поздно ночью 8 мая, уставшие после многодневного изнурительного похода, легли отсыпаться, а рано утром подняли и  объявили о полной  капитуляции Германии и долгожданной победе, и сразу легли досыпать. Так что радость победы мы ощутили только тогда, когда отдохнули» - вспоминает Иван Иванович.

     Через три месяца после окончания Великой Отечественной войны, согласно условиям Ялтинской конференции, началась война с  Японией. Пришлось участвовать в  Маньчжурской стратегической наступательной операции против Квантунской армии, наиболее подготовленной и боеспособной группировкой для агрессии против Китая, СССР. Участвовал в освобождение Кореи, оккупированной милитаристской Японией. Войска СССР вошли на территорию Кореи с севера, а войска США с юга. До передачи власти корейцам часть страны севернее 38 параллели управлялась СССР, а часть южнее 38 параллели - США, о чем был подписан договор после капитуляции Японии.        На границе с Манчжурией укрепляли рубежи, рыли траншеи. 9 августа перешли границу и шли до 38 параллели.  Целый месяц шли при 40 –градусной жаре, покупаться пришлось только однажды, в речке. Местность горная, тащить лошадям пушки было тяжело, приходилось помогать: наверх толкали, а спускаясь с горы – придерживали. Часто попадали в засаду. Вместо сапог выдали ботинки с двумя портянками и обмоткой, которой приходилось до колен обматывать ноги, чтобы зимой было тепло, а летом они спасали от жары. Ботинки – «американская помощь», были очень тяжелые с негнущейся подошвой, да еще и размер неподходящий. Иван Иванович был не богатырского телосложения: и рост небольшой и размер ноги – 37, а самые маленький размер ботинок был 42 размера. В день проходили 50 – 60 км. Через месяц перехода все разлезлось -  и гимнастерки и  обувь. Пришлось японское обмундирование  переделывать под форму советской армии. Из курточки пытались сделать гимнастерку: переделывали горловину с воротником, чтоб была возможность подшивать подворотник, который часто меняли,   подпоясывались ремнями. Через 50 лет после этих событий Иван Иванович Шурша получил медаль «За освобождение Кореи». Во время войны затерялись списки, а дивизию, в которой служил пехотинец Шурша, расформировали.

     После четырех лет службы в пехоте, попал в аэрофоторазведку. Четыре года пролетал. После демобилизации приехал в Киев, немного поработал лаборантом в университете и опять завербовался на Дальний Восток, работал выездным фотографом.  Еще в детстве ему подарили фотоаппарат «Пионер» за 10 рублей. Фотография была его увлечением. А опыт службы в аэрофоразведке помог стать профессиональным фотографом.  Снимал  Северную Корею, Чукотку, Дальний Восток, Камчатку, Сахалин, Казахстан, Крым. В  1959 году Иван Иванович переезжает к сестре,  в Северодонецк. Устроился учеником сварщика, но через 2,5 года вернулся к фотоделу - перешёл работать в НИИУВМ заведующим фотолабораторией. Снимал «Зенитом С», позже купил старенький японский фотоаппарат. С 1965 года стал  осваивать цветное фото.  Приходилось ездить на отечественные заводы-изготовители и самому выбирать плёнку, бумагу, химикаты прямо в цехах, зато снимки получались великолепного качества. Ивана Ивановича многие помнят с  70 – годов, когда цветные фото  торжеств и свадеб заказывали только у него. Для предприятий И. И. Шурша выполнял фотографии большого формата, их использовали  для оформления выставок, и портреты передовиков производства  для Доски Почёта. С  1970 года И.И. Шурша работал в горбыткомбинате.

     На следующий год Иван Иванович отметит свое 90 –летие. Но этот пожилой мужчина опровергает своим видом,  поведением, что возраст его преклонный. У него в глазах светится задорный огонек, он никогда  не унывает. Приветливый, учтивый, обходительный и у него всегда великолепное настроение, которым заражает окружающих, любит шутить и иронизировать. Каждый день проходит 5 км, гуляет возле Чистого озера. Его приглашают выступать в школы. Часто приходит в библиотеку, много читает, интересуется новинками. В этом,  наверное, весь его секрет долголетия.

 Забирко Т. Н.

 

Премьера книги «Сліди на сакмі: краєзнавчі розвідки»

Книга! Величайшее достижение человечества. Она сопровождает нас от самого рождения до последнего часа жизни. И не просто сопровождает, а учит, открывает перед нами все сложности и многообразие окружающего мира. Племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она развивалась вместе с цивилизацией, в книге записана та огромная исповедь бурной человеческой жизни, та огромная аутография, которая называется историей.

23 апреля -Всемирный день книг и авторского права.И неудивительно, что в этот день в библиотеку для юношестваим. И. Б. Курлата пришлиучащиеся гуманитарнойгимназии, чтобыотдать в этот день дань уважения книгам и авторам, которые внеслинезаменимый вклад в развитие культуры.

Символично, что именно в этот день в библиотеке - премьера новой книги «Сліди на сакмі: краєзнавчі розвідки». Автор этой книги - Каленюк Сергей Петрович, член Национального союза краеведов Украины. Сергей Петрович – инженер – метролог, много лет проработал в научной лаборатории метрологии Северодонецкого «Азота». На встрече краевед рассказал, что первая его книга «Сєверодонецьк літературний» была издана в 2006 году, и почему он, инженер по образованию, решился написать такую непрофильную, «не инженерную» книгу. Через три года появилась «Давня історія Сєверодонецька». А после нее еще четыре книги. И все они относятся к историческому краеведению.

Из глубины веков выискивает Сергей Петровичзнаменитые события в истории нашего края.К сожалению,большинство северодончан так и считали бы его незаселеннымДиким полем, если бы непоисковая, исследовательскаяработа С. П.Каленюка, егокниги об истории населённых пунктов, топонимики и заселения нашего края,многочисленные публикации в прессе: «Слобожанский луг», « Бахмутский шлях», «Козацька варта», «Сєвєродонецькі вісті»,«Мой город».

«Сліди на сакмі» - это шестая книга С. П., в которой он продолжает исследовательскую тему истории ПридонцовогоПорубежья.

Сотни лет Кальмиуской сакмойходили люди,тянулись повозкис обозом, проезжали кареты. Сегодня на этом пути расположены города Лисичанск и Северодонецк. Малая часть этой истории отражена в топонимах,древних картах и документах. Через многовековые наслоения промышленного Донбасса автор исследуетфрагменты древней истории. Эти краеведческие поиски помогают читателям восстановить близкие к действительности картины исторического прошлого Придонцового Порубежья.

Рассказ о новой книге Сергей Петрович начал собъяснения слова САКМА. Присутствующие -старшеклассники, но и им было в диковинку узнать о Боровском переходе Кальмиуской сакмы, а еще о том, что связываетнас сграфом Гендриковым, Потемкиным,Елизаветой, о возникновение первых военных поселений, происхождениеРубежного,Вороново. Внимательно следили учащиесяза продвижением по карте 1784 года, когда рассказ шел о Воеводовке.

Чтобы создать представление о пространстве и местоположении использовались старинные карты, размещенные на планшетах. Отдельные участки карт на большом экране помогали увидеть изменение границ, русла рек, территорий. Для предоставления визуальной информации было использовано видеооборудование Северодонецкой агенции развития громады (САРГ).

Читая «Сліди на сакмі», вы как будто совершаете путешествие. Путешествие на границе времени и пространства, не очень далеко углубляясь во времени, да и в пространстве пройдетесь только возле перехода Кальмиуской сакмы через Северский Донец. Но этот короткий миг прикосновения к истории нашей местности убедит вас, как мало мы знаем об истории нашего края.

Сергей Петрович Каленюк в конце представления своей книги выразил беспокойство о том, как назовут нашу местность в 21 веке. Учащиеся гимназии уверены, что они смогут жить так, чтоб оставить после себя добрый след, а не вытоптанную сакму в диком, безлюдном поле.

                                                                                   Забирко Т. Н.


Великдень - свято душі

Великдень – свято душі


…Мій вогнику, мій посвіту предвічне!

Світи мені, завжди світи!

Любов до рідного святого

В душі моїй не погаси!

З цих віршів , прочитаних учнями 8 - Б класу СШ № 16 , почався народознавчий урок , присвячений великому святу - Великодню.

Маленький , тремтячий вогник воскової свічки на столі з символічними доповненнями до книжкової виставки , весь час нагадував про те , що він як тоненька ниточка з'єднує людей , їх серця , покоління. І поки цей вогник горить в людських серцях , поки в серці людей живе любов до рідної землі і своєї історії , доти народ буде народом , а не населенням. Кожне покоління залишає свій слід на землі. Наші предки залишили нам не лише плуг і борону, а й передали нам скарби своєї душі : вдалі прислів'я , мудрі казки , хвилюючі легенди , ніжну пісню і добрі звичаї. Звичаї , які необхідно зберегти для наступаючих поколінь. Люди завжди раділи приходу весни , пробудження природи. Весна приносить нам найважливіший з християнських свят Світле Воскресіння , день Воскресіння Ісуса Христа або, як кажуть в Україні - Великдень .

Колись наші предки слов'яни урочисто святкували оновлення природи , співали хвалебні пісні богу Сонця - Ярила . І цей день називали Великим. Звідси й назва - Великдень . Інша назва цього свята - Свята Пасха (з єврейського - перехід) . На згадку про вихід з єгипетського рабства. Обов'язковим у цей день на столі є паска , яка символізує вічність людського життя , і пасхальне яйце , яке дарують з побажаннями добра і здоров'я.

Не має в Христової Церкви більш великого свята , більшої радості , ніж Воскресіння Христове. У ньому закладено знищення смерті , руйнування пекла , початок нового вічного життя.

Напередодні свята , увечері , люди йдуть до храму . Богослужіння свята Воскресіння Христове відрізняється величчю і надзвичайною урочистістю. Ще до півночі віруючі збираються в храмі , благоговійно очікуючи початку пасхального торжества. Навіщо і як треба поводитися там , розповів дітям Настоятель Храму прп. Варлаама Хутинського протоієрей В'ячеслав.

Забірко Т.