Статті

Иванов день

Иванов день


                                                                                                                          …завтра Ивана Купала. Одну                                                                                                                          только эту ночь в году и цветет                                                                                                                        папоротник.

                                                                                                                                   Н.В. Гоголь «Вечер                                                                                                                                         накануне Ивана Купала»

За несколько дней до окончания Петровского поста православные отмечают Рождество Иоанна Предтечи. В народе этот день, а точнее, ночь с 6 на 7 июля издревле называют Ивана Купала. С этим праздником связано много таинственных обрядов и традиций, но до нас дошли только самые яркие.

С вечера 6 июня готовили соломенные чучела или из веток: Купалу и Марену. Купалу - символ мужского начала, юноши одевали в сорочку и штаны. А Марену – символ женственности и плодородия, девушки наряжали как замужнюю женщину, вот только голову украшали венком. Девчата водили хоровод вокруг Марены, пели купальские песни. Молодежь с наряженными куклами ходила по селу, затем их сжигали на купальском костре или топили в реке. Перед праздником возле реки или озера, которые становились центром купальских гуляний, юноши заготавливали большие кучи сухих веток. Наши предки верили в очищающуюся силу купальского огня. Надеялись, что магическая сила огня избавит их от болезней и наговоров. Матери в ночь на Ивана Купала сжигали сорочку больного ребенка с надеждой на его оздоровление. Молодежь, взявшись за руки, прыгала через огонь, и, если их руки не разомкнулись, то быть вскоре свадьбе. А семейные пары после очищающего огня, устраивали общий стол с постными блюдами. Девушки шли опускать венки с зажжёнными свечами в воду. Наблюдали, к какому берегу пристанет, оттуда и сваты будут. А вот потухнет свеча – к похоронам, а если венок крутится, то девушка со свадьбой подождет. Парубки наблюдали за эти гаданием на другом берегу. Но, если уже определились отношения, то суженный пытался перехватить венок, а чтоб он был узнаваем, девушки вплетали ленты, или выделяли особенным цветком.

Вода в Иванов день обладала живительными свойствами: вся нечисть выходила из водоемов и до Ильина дня можно было купаться без опасений. Обязательно в купальскую ночь устраивали массовые купания. А еще в этот день собирали травы, которые считались особенно целебными. С их помощью боролись с нечистью, окуривали больных. Хранили травы за иконами, чтоб предохранить дом от удара молнии. Кто мечтал о молодости и красоте, купались в утренней росе. В купальскую ночь много поверий связано с папоротником. Считается, что папоротник цветет раз в год. Тот, кто получит себе этот цветок, становится мудрым и сильным, сможет противодействовать нечистой силе, услышит язык деревьев и увидит сокровища, спрятанные в земле. Понятно, почему так много смельчаков шло ночью в лес искать цвет папоротника, хотя это было очень опасно, потому что черт всячески пытался помешать человеку получить желанное сокровище.

Праздник Ивана Купала символизировал духовное единение человека с природой, освящало чувства молодых сердец. Символом очищения от всего греховного были огонь и вода, а все плохое тонуло вместе с Мареной. И люди действительно в это верили, а с этой верой оживала их надежда на лучшее будущее.

Этот праздник самый поэтический и веселый из всех народных праздников. В конце 80 –х годов я принимала участие в возрожденном празднике Ивана Купала в Новопскове. На изломе высокого берега Айдара находились зрители, а сценическое представление происходило на песчаном берегу пляжа и, построенном на воде, помосте. Участие приняли самодеятельные коллективы танцевальных ансамблей и хоры из соседних областей, в том числе из России. Девчата в венках, яркой украинской одежде, хлопцы в вышиванках с песнями, танцами, шутками и зрелищными театральными номерами смогли настроить зрителей стать участниками этого праздничного действия, принять участие и в массовых купаниях, прыжках через костер и других купальских забавах.

Иван Купала, также Иванов день, отмечаемый в дни летнего солнцестояния, имеет старинную традицию празднования, под другими названиями, практически по всей Европе.

С праздником Ивана Купала связаны поверья, сказки, песни, что нашло отражение в художественной литературе. Самое знаменитое произведение -

«Вечер накануне Ивана Купала» — повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на Хуторе Близ Диканьки». Особое место Иванов день занимает в творчестве Сергея Есенина. Целиком этому празднику посвящено стихотворение «За рекой горят огни», написанное в стиле народной купальской песни. Купальские мотивы прослеживаются в произведения О. Кобылянской, Л. Украинки. Многие художники, музыканты обращались к этой теме: К. Маковский, Г. Семирадский, Д. Фисунов, А. Цорн, Ю. Гербер, Станкович.

7 июля православные христиане празднуют Рождество святого пророка Предтечи и Крестителя Божьего Ивана. Может, потому и сошлись вместе эти два праздника, что очищение происходило в обоих случаях водой. За несколько месяцев до появления в землях Израиля Иисуса Христа, появился человек, который крестил людей. Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Предтеча носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами. Он подготовил путь Господу, рассказывая всем о Царстве Небесном, учил творить добрые дела и быть милосердными. Его называют Иоанном Крестителем и Иоанном Предтечей. Крестителем – потому что он крестил Иисуса Христа, Предтечей – он раньше Спасителя пришёл с проповедью. Вскоре святой Иоанн был арестован по приказу царя Ирода Антипы. Случилось это из-за того, что он обличал людские пороки, без страха говорил о грехах богатых. Правителя Антипу он укорял за то, что тот отнял у собственного брата жену Иродиаду и стал жить с ней. За это Иродиада возненавидела Иоанна и желала ему смерти. Но царь отказывался казнить человека, которого любили в народе. В день рождения царя во дворце собрались гости. Во время пиршества к ним вышла падчерица царя Саломея, дочь Иродиады. Своим танцем она заворожила зрителей. Когда же она остановилась, восхищенный Антипа воскликнул: «Проси у меня, что хочешь!». Саломея по просьбе матери сказала : «Прошу голову Иоанна Крестителя!». Царь Ирод не мог отказаться от своего слова. Он распорядился, и через некоторое время в зал на блюде внесли отсеченную голову святого Иоанна Предтечи. После мученической смерти тело Крестителя было погребено учениками, а главу, после надругательства над нею Иродиады, тайно взяла Иоанна, благочестивая жена домоправителя Ирода, и, спрятав ее в сосуд, погребла на Елеонской горе. Первый раз глава Иоанна Предтечи была чудесным образом обретена во времена Константина Великого, но потом место ее сокрытия было забыто, и второе обретение святыни произошло в 452 г. Во время гонений на христианство святыня была спрятана. Третье, последнее обретение главы Крестителя произошло в 850 г.

Облик Иоанна Предтечи начали изображать еще первые христиане. От них искусство Византии, а затем и Древней Руси почерпнуло характерные, узнаваемые черты Крестителя. Пророка всегда изображают длинноволосым зрелым мужем в одеянии из верблюжьего волоса. Особую роль изображения Иоанна Предтечи стали играть в России в XVI веке, во времена Иоанна Грозного, который был крещен в честь великого пророка. В это время окончательно сформировался канон образа. Крайний аскетизм пророка подчеркнут и неестественной худобой, и невозможными в обычном состоянии морщинами. Но при этом в целостном восприятии облик Иоанна полон какой-то таинственной силы. Сам лик Иоанна Предтечи и строг, и печален. Взгляд Иоанна концентрирует в себе и скорбь, и вдохновляющую силу. Он светел, он прозревает грядущее, и кажется, что не мы смотрим на икону, а великий пророк взирает на нас

Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень, мученик. После Пресвятой Богородицы - самый чтимый святой.

В честь его установлены следующие праздники: 23 сентября (6 октября) — зачатие, 24 июня (7 июля) — рождество, 29 августа (11 сентября) — усекновение главы, 7 января (20 января)— Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 24 февраля (8,9 марта)— первое и второе обретение его главы, 25 мая (7 июня) — третье обретение его главы, 12 октября (25 октября) — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Икона Иоанна Предтечи защищает от врагов и от обмана. Также известно, что образ Крестителя избавляет даже от самой сильной головной боли. Икона и молитва к святому Иоанну Предтече поможет каждому человеку успешно справиться с любой работой, достойно выполнить свой долг. С ней вам легче будет открыть свое предназначение, следуя которому, человек обретает счастье и здоровье.

Забирко Т. Н.

















MCEPASTEBIN%