Статті

19 января - Богоявление, Крещение Господне, Иордань, Водохрещя,«Второй Свят вечер», третья кутья

Богоявление. Крещение Господне.

                         «Второй Свят вечер», третья кутья – так называют в народе великий двунадесятый праздник Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа или Богоявление. Крещением Господним заканчиваются святки и мы прощаемся с елкой и колядками - щедривками до следующего года.

Слово «крещаю» означает с греческого – «погружаю в воду». Вода – начало жизни. Как повествует Святое Писание, Бог обратился к сыну священника Захарии Иоанну, названному впоследствии Крестителем, с вестью, чтобы он приготовил на земле путь Иисусу Христу. Креститель начал выступать перед народом с яркими и волнующими проповедями, которые никого не оставляли равнодушными. Пророк призывал людей обратиться к Богу за прощением грехов и принять крещение через погружение в воду, таким образом, приобщая людей к христианству. Иоанн крестил людей в Иордане, неся Евангельскую весть:«Я крещу вас водою, но придет тот, кто могущественнее меня. Я не достоин даже развязать ремни его сандалий. Он будет крестить вас Духом Святым иогнем». Иисус Христос жил в Назарете со Своей Пречистой Матерью и старцем Иосифом, занимаясь плотничеством. Когда ему исполнилось тридцать лет, Он пришел на Иордан, чтобы креститься от Иоанна. Он ничем не выделялся среди собравшегося народа. И только один Иоанн Крестительузнал Христа, потому что увидел, как вышел Христос после Крещенияиз воды и что небеса раскрылись и Дух, как голубь, сошел на Него. Тогда впервые явилась людям Святая Троица: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух святой. Вот почему называют этот праздник еще и Богоявлением.

            Главное действие этого праздника – освящение воды. Православные верующие стараются не пропустить это торжество, потому что у каждого из них, на всякий случай, должна сохраняться дома свяченая вода. Накануне праздника вода освящается в храмах, а в праздник – после Литургии, под открытым небом или в реках или других местах, где берут воду. Наиболее сильной считается святая вода, освящённая в церкви на Крещение (Иорданская - 18 января и Крещенская -19 января). Она может простоять много лет, не испортившись. Ужин перед Иорданом называют «Голодной кутьей», потому что в тот день, 18 января, держат строгий пост. На Крещение всегда ожидают сильных морозов. И тогда освящение воды происходит в проруби — Иордани, которую украшают ледяным крестом. Края проруби, вырубленной в виде креста, раньше окрашивали свекольным соком, и это место ярко выделялось среди белоснежного ледяного покрова реки. Традиция купания в прорубях не имеет прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня и не очищают человека от грехов.

        Много обычаев связанно с этим праздником. На Гуцульщине ребята водили своих девушек к проруби умыться, чтоб красивой быть, а в других местах после обеда девушки сами шли к реке умываться. В центральной Украине на Крещение женщины старались не полоскать в воде белье - «там черти сидят и могут уцепиться». Считалось, что когда священник опускал крест в воду, вся нечисть выпрыгивает прочь и остается до тех пор, пока кто – то из женщин не придет полоскать белье. Тогда они снова ныряют в воду.

       В музее Храмового комплекса на Лесной Даче находится старинная икона Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иисус Христос стоит среди вод Иордана в легком развороте и движении, как будто делает шаг. Его тело обнажено, только длинная повязка на чреслах . Голова Христа наклонена в знак смирения и покорности, руки скрещены . Иоанн Креститель, стоящий на берегу по правую руку Христа, держит длинный посох. Десницей Предтечи называется его правая рука, которую он возложил на голову Иисуса Христа в момент его крещения. По левую руку от Христа стоит ангел в багряной ризе. Он держит в руках покрывало, что указывает на его роль как служителя при крещении, и готов покрыть тело Христово при выходе из воды. На заднем плане деревья, на горизонте – горы, которые являются символом надежды и духовного восхождения. С небес льется яркий свет, освещающий фигуру Христа. Парящий в потоке света белый голубь — Дух Святой символизирует благодать. На иконе преобладает синий и зеленый цвета. Синий - цвет неба, символ бессмертия и Божественности. Зеленый цвет олицетворяет новую жизнь, гармонию, единения с божественным. В иконе живут рядом два мира – горний и дольний. Слово «горний» означает «небесный, высший». «Дольний» (от слова «дол», «долина») – то, что расположено внизу. На иконе мы видим приближение земного и небесного.

      Праздничная атмосфера Крещения Господне великолепно передана в рассказе А. Чехова «Художество» и в романе И. Шмелева «Лето Господне».

(Икона Крещение Господне из музея Северодонецкого Храмового комплекса на Лесной Даче)

Забирко Т.Н.