Статті

ВЫБОР ПРОФЕССИИ: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД

Считается, что человек сча­стлив, если он правильно выбрал профессию и спутника жизни. Эти две сферы жизни человека — са­мые главные, за ошибку можно за­платить годами испорченной жиз­ни. Про спутника жизни говорить не будем—это тема другая,а вот работа занимаетот 1/5 до 1/3 времени взрослого человека.

Идеальна, конечно, работа, о которой рассуждал маленький мальчик, отвечая на вежливый во­прос взрослого:

— Кем ты хочешь стать?

— Шофером,—грустно вздох­нул. —Только нельзя.

—Почему?

—Жить будет неначто. День­ги платят за работу, а это не рабо­та, а  удовольствие.

На выбор профессии влияют разные факторы. Одним из основных факторов выбора профессии являются склонности, которые в некоторой степени определяются гендерной принадлежностью. Уже в раннем детстве отмечаются различия некоторых психологических характеристик и склонностей мальчиков и девочек. В детстве мальчики играют в войну, а девочки – в игры, где надо проявлять заботу и ласку: дочки - матери, больница и др. Мальчики больше интересуются естественно-научными предметами (математика, физика, химия), а девочки - гуманитарными (литература, иностранные языки). Из предметов, которые больше всего не нравятся, мальчики чаще ставят на первое место иностранный язык, а девочки - физику. Различие интересов может объясняться разной направленностью на восприятие окружающего мира.

Определённые гендерные различия были выявлены в способностях и их проявлениях, которые тоже влияют на выбор профессии. У женщин преобладает вербальный интеллект, а у мужчин - зрительно-пространственный.

Девочки, в среднем, показывают более высокую скорость восприятия информации, а мальчики обладают лучшим пространственным воображением и механическими способностями.

У женщин, как правило, лучше развиты речевые навыки, они быстрее идентифицируют схожие предметы, лучше используют наглядную ориентацию. Мужчины, как правило, лучше женщин решают пространственные задачи, лучше ориентируются в маршруте.

Эти различия в способностях объясняются физиологическими факторами, а именно разным гормональным влиянием на мозг. Половые гормоны влияют не только на развитие половых органов, но и на способности, а также соответствующие стратегии гендерного поведения.

Наличие стойких гендерных различий в склонностях и способностях объясняет наличие разных интересов и предпочтений в выборе профессии. Большое значение при выборе профессии играют мотивация, профессиональные и жизненные планы, притязание на общественное признание, которые также имеют гендерную окраску. При выборе профессии мужчины руководствуются такими факторами, как дальнейшая перспектива, возможность карьерного роста, высокая заработная плата, а главной мотивацией для них является стремление к власти, независимости, возможность самостоятельного принятия решения, творческий характер труда. Для женщин характерна большая эмоциональность и ситуативность при выборе профессии, а главная мотивация для них - получить интересный опыт, быть социально значимой, возможность контактов с людьми. Мужчины чаще предпочитают технические профессии, профессии, связанные с приключениями, подвигами, физическим напряжением, механизмами, наукой, а женщины - социоэкономические профессии, профессии, связанные с эстетикой, работой в помещении, оказанием помощи

При выборе профессии женщины стараются продолжать свои традиционные гендерные роли: воспитание детей, уход за другими , приготовление пищи , помощь мужу (секретарь).

Человек, особенно в период юности, очень восприимчив к социальному воздействию. При выборе жизненного пути и профессиональной деятельности личность поддается осознанно или неосознанно этому влиянию, носителями которого выступают семья, школа, окружение, СМИ, стереотипы. Чаще всего люди стараются выбирать профессии, соответствующие их гендерной роли и одобряемые обществом. Несоответствие половой роли может привести к формированию так называемого "мотива избегания успеха". Такое положение объясняется гендерными стереотипами.

Человек, особенно в юности, очень восприимчив к социальному воздействию. Общество создает определенную установку на виды деятельности. При выборе жизненного пути и профессиональной деятельности личность поддается этому влиянию. В библиотеке ученики 9 – б класса СШ № 17 ознакомились с проблематикой гендера, что, надеемся, и поможет им сориентироваться при выборе профессии.


Забирко Т. Н.

Создать сайт
бесплатно на Nethouse